Лимарев В.Н.
Магнитский
монастырь - место, где хранятся мощи Святого Георгия.
Монастырь
Ованнаванк в Армении
переживал расцвет в 13 веке, когда монастырю покровительствовали князья Вачутяны.
Тогда
на краю обрыва, у глубокого каньона реки Касак, была построена
в 1221 году большая купольная церковь, монументальное сооружение до настоящего
времени впечатляет туристов и христианских паломников, посещающих это святое место.
В
13 веки этот монастырь Ованнаванк переживал период
расцвета. Там хранились одна из главных главная
святынь Армении: мощи Георгия
Победоносца.
Святой
мученик Георгий пострадал за христианскую веру тогда когда власти Армении, отказавшейся от
зороастризма, приняли христианство.
Армянский царь Трдан
был крещен Григорием Просветителем в 301 г н.э. и в Армении, освободившейся от зависимости от
Ирана, начался расцвет христианской государственности.
В это время в Римской империи
происходили гонения на христиан.
Римский император Диоклетиан (284-305) г
выпустил в 303-304 годах четыре эдикта против христиан, солгано которых запрещалось оправление христианского
культа. Имущество христиан было конфисковано. Каждый христианин обязан был
отречься от своей веры и принести жертвы языческим богам. Эти эдикты касались и
воинов в войске императора. Георгий происходил из знатного рода, он родился в Кападокии - родине первых христианский общин, и,
вероятно, был уже воспитан в христианских традициях. Благодаря тому, что он был
хорошим воином, он был удостоен чести не только служить в императорской армии,
но и личным знакомством с императором Диоклетианом. Но эдикты о христианской вере касались всех и родных и
друзей императора. От христианской веры отказались жена и дочь императора, но
Георгий, не смотря на личную просьбу императора, отказался. За отказ исправлять языческие культы, Георгий предстал перед
Римским судом. Император использовал все средства, включая физическое
воздействие, чтобы привести к вероотступничеству Георгия. Георгий говорил мучителям: «Моему
Господину (Богу) угодно, чтобы я в Его
саду приносил плоды благочестия». Георгий не отказался от своих убеждений … и
по приказу императора был обезглавлен.
Согласно приданья, мощи св.
Георгия в Армению принес католикос Нерсес Великий
(353-373), хранились они в области Арагонтц, а затем мощи перенесли в монастырь Ованнаванк.
Когда
в 12 веке - начале 13 века Армения
находилась под властью Грузии, монастырь
Ованнаванк стали посещать многочисленные паломники,
чтобы поклониться мощам святого Георгия.
Христиане
грузины часть мощней святого мученика
Георгия увезли в Грузию. Паломничество к
оставшейся части святыни продолжалось и после завоевания Армении. Золотой ордой
в 1235 году. Власть в Армении перешла к
мусульманам.
Мусульмане не запрещали исправление христианского
культа, но стремились ограничить ого влияние на людей. Когда во время массового
паломничества к святыне в каньон реки Касак свалился мальчик и погиб, мусульманские власти
запретили паломничество к святыне, приказали убрать святыню из монастыря Ованнаванк.
Сначала
мощи перенесли в церковь селения Карби, а затем останки
были перенесены в Мугниский монастырь,
существовавший в селе Мугни, вероятно ещё в 10 веке.
Возвышение
монастыря произошло благодаря тому, что в Монастыре монахи занимались переписыванием рукописей.
После
переноски в церковь монастыря останков святого Григория, в конце 13 века, монастырь получил имя святого
мученика Георгия.
Сохранилась
церковная запись: в монастыре св. Георгия
села Мугни, находятся челюсть, череп, ухо и кровь св. Георгия.
Сейчас
этих останков нет.
Вероятно
по указанию властей, останки были там захоронен и люди стали поклоняться не
мощам святого Георгия а его могиле.
Мугнитский монастырь в 17
веке переживает период расцвета. В 1632-1655 годах настоятель монастыря Мартирос до основания разрушает старую и маленькую церковь
и на её месте начитает строительство новой церкви на четырех колонах с
прилегающими строениями и оградой. Новая церковь стоится так, что могила
Георгия Победоносца находится внутри новой церкви и продолжал оставаться святым местом, которое продолжают посещать
многочисленные паломники. Активное участие в строительстве церкви принимал
архимандрит Ованес, собиравший пожертвование для
постройки церкви, и после смерти он был похоронен во дворе церкви святого
Георгия в 1669 году. Закончил строительство архимандрит Давид в 1670 году.
Как
утверждают знатоки армянской архитектуры: церковь святого Георгия, творение
архитектора Саку Хианци, одна из лучших архитектурных
созданий армянского церковного зодчества.
Составную
часть внутреннего убранства церкви являются фрески, созданные в соответствии с традициями армянской церковной живописи 17-18 века.
главная