Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Христианские мученики:  «Житиё святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софьи».

 

 

 

МУЧИНИКИ - в православии и католицизме – лица, почитаемые церковью и верующими как «претерпевшие нестерпимые мучения» или принявшие смерть за веру. Культ мучеников появился в период преследований христиан в Римской империи.

(Православие. Словарь атеиста, под ред. Н.С. Гордиенко)

 

 

1.     Мучитель христиан Нерон.

 

Во время своего правления император Нерон  выполнял, как и все смертные, свою миссию, и наверняка очень удивился тому, что он дал огромный толчок в укрепление в его государстве новой веры ставшей в последствие базой для развития новой цивилизации. Миссия Нерона, как не странно, была стать извергом и мучителем христиан.

Историки приписывают ему вину за чудовищный пожар в Риме летом 64 года, который продолжался шесть – девять дней. По одним данным цель поджога была освободить место для нового грандиозного строительства. По другим данным, Нерон хотел представить себе, как горела легендарная Троя.

Но как бы это ни было, но слухи о том, кто автор чудовищного преступления стали, распространятся среди народа, и назревало стихийное восстание. Народ полный отчаяния, бродил между развалинами своих жилищ, Нерон старался успокоить его даровой раздачей хлеба и устройством жилищ. Но старания его не имели успеха: волнение достигло опасной степени и грозило ему гибелью. Тогда Нерон прибёг к дьявольскому средству, – обвинил в поджоге христиан. Нерон представил этих несчастных на полный произвол раздраженной черни, и люди выместили свою злобу на ничем  неповинных людях. Христиан казнили, подвергали самым жутким истязаниям. Их зашивали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам. Некоторых сажали в шерстенные мешки, обливали смолой, затем расставляли в садах Нерона и, с наступлением темноты, зажигали, точно живые факелы.

Это было первое гонение на христиан.

 

2.Религиозная концепция христиан.

 

Как раз мученическая смерть Иисуса Христа за искупления грехов человечества, за новую веру и мученическая смерть последователей ВЕЛИКОГО УЧЕНИЯ создавали концепцию новой религии.  Люди, которым опостылели порядки в Римской империи: бездуховность власти, театральность официальной религии и ненасытная жажда наживы новых римлян, почувствовали в новой религии живую струю –  жизнь  наполненную смыслом.

Логика поведения людей связавших свою жизнь с христианством была проста: если за веру убивают и мучают представители опостылевшей и безнравственной власти - значит, это и есть истинная вера, и пассионарии, которые прежде искали самоутверждение, в подвигах побеждая врагов империи, в новых условиях, начала самоутверждаться  в борьбе за новую веру. Историк Гумилёв писал о пассионарном толчке, который преобразовал Римскую империю, и назвал пассионариями христиан - утверждавших новую веру. На самом деле толчка никакого не было.

В самом деле, произошел расслоение населения  на людей не активных, и на  пассионариев нашедших в новой религии смысл жизни, иначе говоря, пассионарии нашли точку приложения своим силам. Римские народы выделили из своей среды самую активную часть населения, готовую преобразовать мир, и толчок к этому расслоёнию населения дал Нерон. В результате его действий, у апостолов и пророков появились новые возможности при пропаганде религии.

 

 

3. «Житиё святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софьи».

 

 

="святые

Христианские писатели  создали, весьма эмоциональные легенды, о мучениях борцов за веру, и мне бы хотелось  в весьма сжатом виде привести одну их них, которая хорошо иллюстрирует  пропагандистские приемы апостолов новой веры.

Христианские писатели живо, эмоционально, наглядно иллюстрировали  модели поведения истинно верующего христианина,  безусловно, греша преувеличениями и прямым обманом, пытаясь воздействовать на самые  интимные чувства человека, стремясь задеть такие святые нотки людей как любовь и жалость к детям, и материнскую любовь.

У меня этот рассказ вызывает весьма противоречивые чувства: отвращение  ко лжи - во имя  торжества веры,  удивление совершенству - методов  воздействия  на массы, восхищение талантом пропагандистов.

Я читаю  «Житиё святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софьи».

(Мученики, чтимые православною церковью. Житиё святых, сентябрь- 17 число).

Из писания я  узнаю, что вдова София, жившая в Риме, была вызвана  римлянами на суд во время гонения на христиан около 137 года, но, не смотря на все мучения, которые уготовили ей римляне, она не отказалась от своей веры.

 

«Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собой страдание святых мучениц Софии и малолетних дочерей её Веры, Надежды и Любови».

(«Житиё святых»).

 Из писания я узнаю, о духовной зрелости детей, которые уже в раннем возрасте  возлюбили Христа и готовы были пострадать за веру, т.е. принять мученскую смерть (старшей из них было 12 лет, а младшей 9). Изверги римляне  пытали этих детей, («поджигание на раскаленной решётке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу и биение палками, так что израненное тело распадалось кусками...»)  но они были непоколебимы в своей вере. ( Здравомыслящий человек естественно скажет: «Какая чушь». На этой нелепице строилась мировая христианская религия.)

 

«Они оказались, не смотря на их молодые годы, уже созревшими для высшего духовного подвига. Мать их, не растратившая праздно дорогого времени, не пропустившая ни одной минуты для внушения детям спасительной истины, успела рано воспитать в них сосуд драгоценный, готовый для восприятия славного венца мученического».

(«Житиё святых»).

Поражает, с другой стороны, твёрдость матери Софии смотревшей на истязание своих детей  и не отступившей от веры.

Вся глубина её веры в Иисуса Христа   несравнима ни с какими человеческими чувствами, в том числе и чувством материнской любви к детям.

 

«В этой – то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной.

София была христианка, стало быть, преисполнена благочестия, выражавшегося в добрых делах, примером которых и воспитывала она своих детей».

(«Житиё святых»).

 

«На суде на вопрос о происхождении и о вере Софии, она безбоязненно ответила, что она - раба  Христова… «И детей моих, - продолжала она, - обучала я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленной свою чистоту – для нетленного Жениха, Сына Божьего»…

Отведенная с детьми к одной язычнице, которой было поручено убедить её не жертвовать детьми и счастьем их ради веры в распятого Христа, Софья три дня, представленные её до нового суда, провела в молитвах и увещании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу... «Дети мои дорогие!» – говорила она своим дочерям, - «настало теперь время подвига ради Иисуса Христа. Не устрашимся пострадать за него. Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту»… …«Дайте   мне радость назваться матерью мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающих ради Господа нашего»! 

 

Когда снова призваны они были на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им  всевозможных радостей земных, не отступили перед страшными муками и одна вслед за другой - старшая Вера, вторая - Надежда, младшая –Любовь, убеждая друг друга и ободряемые матерью, перенесли и поджигание на раскаленной решётке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу и биение палками, так что израненное тело распадалось кусками... И оставшиеся ради проявления славы Господней невредимыми среди всех этих мучений, были, наконец, усечены мечем.

И вот, Софья перенесла мучения и смерть своих детей. Её же подвергли иному испытанию, может быть по жестокому расчёту, оставив ей жизнь…

Но сам Господь скоре утешил пострадавшую за Него если не плотью, то сердцем Софью. Похоронив детей своих в одной могиле, она неуступно в молитвах пребывала на ней, и в третий день успокоилась вечным сном, соединившим её с детьми в царстве Бога.

В прославление святых мучениц Церковью воспевать…Софию, Веру, Надежду и Любовь…»  

(«Житиё святых»).

 

26 Апреля 2000 г.                          

  • главная