Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса Византия, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Фаза: предпосылки: 3 в. н.э.

Ранний христинский символ на фасаде  церкви. Остр. Готланд.  Швеция.  Фото Лимарева В.Н.

  • Распространение христианства в 2-3 в. н.э. (карта)
  • Епископ во главе христианской общины.
  • 93 - 211 г н.э.

    Император Сентимий Север

    Сентимий Север с женой и сыном. Живопись 3 в.

    Став императором, Сентимий Север провел ряд реформ касающихся армии…Солдаты получили право вступать в законный брак и жить с семьей. В некоторых частях солдатские семьи наделялись земельными участками. Было увеличено жалованье солдатам.

     Армия стала менее мобильной и  привязанной к своим лагерям.

    Север делал упор на контроль за государством через свой аппарат. В городах  ввели должности императорского наблюдателя – куратора.

    Казну, которая находилась введенье сената,  Сентимий Север превратил в римскую городскую, и контролировал её сам.

    В римском праве произошли изменения. Вместо деления людей на свободных и не свободны, римских граждан и не граждан римской империи были  введены по отношению к ведению судопроизводства две категории людей: люди – почетные (honestiores)  и мелкие люди (humiliores).

    202 г н.э.

    Сентимий Север против иудаизма.

    Когда Сентимий Север после похода против Парфии находился в Египте, его обеспокоило влияние иудейских и христианских общин. Своим декретом он попытался препятствовать распространению иудаизма и христианства. В это время в сознании римлян христиане по-прежнему оставались одно из иудейских сект.

    В декрете в частности говориться: «Запрещено под страхом суровых наказаний обращаться в иудаизм, то же приказываю по отношению к христианству».

    В это время не рождались христианами,  в них обращались, поэтому декрет был направлен против основ христианства.

    Запрет касался обрезания при  обращении в иудаизм. Обрезание у иудеев ортодоксов  было разрешено. Если отец обрезан, то и сына имел право обрезать.

    Это не подорвало распространение  христианство, так как христиане полностью отказались от обрезания и основной упор при обращении в христианскую веру  стали делать на крещение.

    Крещение новообращенных возлагается на епископов, что ещё более поднимает их значимость в  общинах.

    Была детально разработана процедура крещения:

    «Тот, кто должен принять крещение, предписывается принять ванну и помыться в пятый день недели…

    Перед тем как собраться в условленном  месте, те, кто должен креститься, постятся в пятницу и в субботу. Там они молятся и приклоняют колени. Епископ возлагает на них руку и приказывает всякому чуждому духу удалиться. После заклинания он дует им в лицо, крестит им лоб, уши, ноздри и велит встать…

    Они бодрствуют всю ночь, слушая чтения и наставления. При пенье петуха первый раз молятся над водой… Затем раздеваются. Первыми крестят детей, затем мужчин и женщин. Крестящиеся должны снять не только одежду, но и любые украшения».

    («Апостольские традиции», 10-16)

     

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    102 год можно считать годом, когда христианство отделилось от иудаизма. Ортодоксальные иудей (евреи) продолжили свое существование, и всю свою энергию тратя на сохранение своей веры, сохранение своей самобытности. Они уменьшились в числе, перестали играть существенную роль в жизни римского общества. Иудеи стали реликтовым этносом.

     В дальнейшем, при описании фазы «РАССЕИВАНИE», меня будет интересовать трансформация, т.е. изменения в той части иудейства, которая стала себя именовать христианами. Большое число иудеев, ставших христианами и переставших делать обрезание своим детям, ассимилировало, растворилось среди других народов, принявших христианскую веру. Началось формирование нового этноса, основы Византийской империи, ядром которого, несомненно, были иудеи принявшие христианство.  В этнос, кроме иудеев,  вошли: греки, отказавшиеся от своей веры, сирийцы, египтяне и другие  народы Римской империи.

    Иисус Христос в Силе. (Фрагмент древнерусской иконы. Русский музей. Фото Лимарева В.Н.)

     212 г н.э.

    Эдикт о Римском гражданстве.

     Юлия Домна выпустила эдикт, согласно которому: все свободные жители, за исключением дедиций (сдавшихся на милость победителя), объявлялись в провинциях римскими гражданами. По этому эдикту теряли  права люди, которые  в той или иной мере были освобождены от уплаты налогов. В качестве объяснения принятых мер, в эдикте говорилась, что цель постановления приобщить  народы провинций к римской религии.

    215 г. н.э.

    Каракалла расправляется с молодежью Александрии.

    После смерти Сентимия Севера римским императором стал его сын Каракалла. Каракалла предпринял попытка покорить Парфию. Так как войск не хватало, он организовал принудительную мобилизацию в Александрии. Иудейское и христианское население Александрии предприняло попытку уклонить от мобилизации. Некоторые действия молодежи Каракалла воспринял, как насмешку над ним.  Каракалла явился в город Александрия со своей гвардией. Пригласил молодых людей в цирк, затем окружил здание цирка и перебил всех собравшихся. Вслед за этим он отдал ряд районов города войскам на разграбление.

    Первая половина  3 века.

    Великий христианский философ Ориген.

    Ориген родился в 185 году в семье христианина. Отец был ревностным почитателем новой веры и казнен за свои религиозные убеждения.

    Смерть отца укрепила веру Оригена в христианские идеалы, и он решил посвятить жизнь упрочнению веры. Для этого он стал заниматься философией в Александрийской школе Аммония Сака, где и получил серьезное философское образование.

    В школе изучали труды античных философов. Школу он окончил с твердым убеждением в том, что христианство является логическим завершением всей античной философии.

    После окончания школы в 217 г. он возглавил Александрийскую христианскую школу. За своеобразное толкование христианского учения в 231 г. его смещают с поста наставника этой школы и даже изгоняют из Александрии. Ориген поселяется в Палестине, в Кессарии, где вновь открывает христианскую школу. Кроме многочисленных философских трудов в которых Ориген переосмыслил актуальные проблемы мироустройства, он выступал в защиту христианства: Полемические заметки «Против Цельзя, одного из критиков христианства. Во время очередных гонений на христиан он был заключен в тюрьму и умер от пыток в 254 г.

  • Вопросы, поставленные христианским философом Оригеном (185-254) перед собой и потомками. Каракалла в молодости. (3 век. Эрмитаж Фото Лимарева В.Н.)

    217 г. н.э.

    Поражение римлян в войне с Парфией.

    Весной, во время подготовки нового нападения на Парфию,римский император Каракалла был убит. Солдаты провозгласили всадника Макрина императором.

    Макрин повел подготовленную Каракаллой армию в Северную Месопотамию.

    Решающую схватку с парфянской армией римляне проиграли и были вынуждены заключить мир с Парфией  на тяжелых для Рима условиях. К Парфии переходили все спорные территории. Рим был обязан выплатить тяжелую контрибуцию.

    Это поражение подорвало авторитет Макрина в армии. Войска, поддержавшие Макрина, были разбиты, в бою погиб Макрин.

    218 - 222 г. н.э.

    Император Элагабал.

    Римский воин. Римская ваза 3 в.( Эрмитаж. Фото Лимарева в.Н.)

    Новый император под именем Элагабал он вошел в историю, так как Авит Бассиан был жрецом  храма солнечного божества Элагабала. Это был молодой человек и стал он император благодаря подкупу войск его бабушкой Юлией Мэса.

    Будучи фанатическим поклонником почитаемого им бога Элагабала, новый император обставил свой въезд в Рим торжественно-театрально. Элагабал вошел в Рим,  шествуя перед колесницей, на которой везли изображение почитаемого им бога, которое вращалось. В Риме он стал культивировать культ любимого им божества. Каждый день в жертву божеству преподносил быков и сотни овец. Все это сопровождалось оргиями сенаторов и преторианцев, участвовать в оргиях заставлял император.

    Поведение Элагабала оттолкнуло от него  не только сенаторов, но и родных. С разрешения Юлии Месса преторианцы убивают Элагабала и провозглашают императором его брата Александра Севера.

    222 - 235 г. н.э.

    Юлия Мэса и Мамея управляют империей.

    Александр Север начал править, когда ему было всего 14 лет. Он был мягким человеком и не стремился противиться воле бабушки Юлии, а после её смерти матери Мамеи. Фактически  бразды правления империей находились в руках  этих двух женщин. Юлия Мэса понимая, что власть можно удержать, только живя в согласии с сенатом, дала сенатором большие полномочия. Сенаторы вновь получили право назначать на руководящие должности префектов претория, консулов, наместников. На эти должности стали назначаться знатные сенаторы. Это была борьба за выживание для правительниц. После попытки откупиться от германцев, постоянно нападавших на римлян, солдаты убили Мамею. Мятежники объявили императором полководца Гая Юлия Вера Максимина.

    235-238 г. н.э.

    Император Максимин.

    Максимин - сын фракийского крестьянина  начинал свою военную карьеру простым солдатом. Максимин, благодаря огромной физической силе и исключительной храбрости,  сделал головокружительную карьеру. Максимин был первым солдатским императором.

    Максимин не поехал в Рим. Он уведомил сенат о своем провозглашении императором. Он разослал во все края империи посланников (легатов), наделенных особыми полномочиями, с требование обеспечить его деньгами необходимыми для ведения войны. При сборе денег подавлялось жестко любое сопротивление. Сборщики для нужд армии конфисковывали имущество храмов.

    Затем Максимин выступил против германцев и нанес им поражение. А затем нанес поражение сарматам.

    Максимин не терпел рядом около себя ни одного знатного человека. Репрессии Максимина были направлены, как против знатных людей, так и против христианского духовенства.

    Все его усилия были направлены на то, чтобы снискать популярность в Армии. Солдатским императором недовольны были все слои населения.

    Сенат 238 г объявил об отречении  от должности Максимина и провозгласил сенаторов Марка Клавдия Пупиен и Децим Целий Бальбин императорами.

    Максимин направил войска в Италию, но войско взбунтовалось. Максимин и его сын были убиты.

    240-276 г н.э.

    Пророк Мани, распространение манихейства.

     

    Пророк Мани и манихейство.

    Родился пророк Мани (Манес) в 215 году в знатной семье принадлежащей роду Аршакидов. Воспитывался Мани среди иудеев-христиан.

    Начал свою проповедь около 240 н.э. в столице государства Ктесифонте.

    Пропаганды манихейства была разрешена шахиншахом Шапуром 1 на всей территории Ирана.

    Манихейское учение, не связанное со сложным ритуалом зороастризма, привлекло к себе внимание и получило распространение.

    Мани начал свою проповедь у персов. Затем учение распространилось в Вавилонии, в восточных областях Римской империи. Но затем Мани отправился на восток и достиг областей Центральной Азии.

    Расправа в христианской общине.(Живопись в в Датском замке. Фото Лимарева В,Н.)

    По возвращении в Иран Мани был обвинен в ереси, схвачен и выдан зороастрийскому жречеству, которое, после смерти покровителя Мани шахиншаха Шапура 1, стало активно противоборствовать распространению манихейства, объявив его ересью. Казнили Мани в 276 году.

    Главное в учении манихеев –это противоположность света и тьмы, добра и зла. Манихеи представляли Иисуса Христа воплощенным в прозрачное тело, и он учит людей разделять свет и тьму, добро и зло. Большую часть Ветхого завета манихеи отвергали.

    249 - 251г. н.э.

    Гонение на христиан при  императоре Деция.

     Деций имел поддержку сената. Своей задачей он видел укрепить римскую религию и укрепить культ почитания «гения» императора. Исправление всех других культов, кроме культов официальной римской религии было запрещено в Римской империи. Те, кто  не выполнял римские религиозные обряды, объявлялись государственными преступниками. В установленные дни главы семейств, должны были предстать  перед специальными комиссиями, чтобы совершить акт почитания официального культа, принося жертвы изображениям богов и статуям императоров. В случае отказа следовали аресты уклоняющегося, пытка и по окончанию расследования смертная казнь. Выполнившие процедуру почитания богов получали удостоверения, которое подтверждало лояльность властям подданного. Это привело к массовым репрессиям по отношению к различным восточным культам. Были казнены многие приверженцы христианской религии.

    Эти гонения привели к массовым отказам от христианской веры. Отступников называли падшими (ляпси).  Были случаи, когда христиане покупали удостоверения о лояльности властям, это тоже не приветствовалась христианами.

    Принявшие же смерть  за свои убеждения считались мучениками, пережившие тюрьму считались исповедниками, к им относились уважительно, как к страдальцам за веру.

     

    Святые мученицы Веры, Надежды и Любви и матери их Софьи.

  • Христианские мученики: «Житиё святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софьи».
  •  

    ="святые

    Софья и дети были призваны на  суд, где требовали отречься от веры своей, обещая всевозможные земные радости, Софья сказала своим детям:

     

    «Дети мои дорогие! Говорила она своим дочерям, вот настало время подвига нашего ради Иисуса Христа.

    Не устрашайтесь пострадать за него и лишитесь временной жизни ради жизни вечной в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать Ваши тела: Бог  исцелит раны и даст  Вам  нетленную красоту…

    Глубоко проникли в души детей утешения матери.

    Старшая Вера (12 лет), вторая – Надежда, младшая – Любовь убеждая друг друга и ободряемые матерью, перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке, и горение в кипящей смоле и пригвождение к колесу и биение палками, так что их израненное тело рассыпались на куски и в конце были усечены мечами…эти лютые муки переносили дети на глазах у материи Софьи.

    И вот Софья перенесла мучение и смерть своих детей… Похоронив детей своих в одной могиле, она неотступно в молитвах прибывала, и на третий день успокоилась вечным сном».

     (Жития святых, чтимых православной церковью. Сентябрь)

     

    Я привел этот отрывок не потому, что верю в то, что эти события реально имели место, а как пример того,  кого же считали христиане святыми-мучениками. Христианские писатели, естественно, не скупились на то, чтобы в благих целях «приукрасить» действительность, т.е. зверства римлян.

    251 - 253г. н.э.

    Христиане после репрессий Деция.

    После гонений Деция, среди христиан произошел раскол. Христиане, мужественно выдержавшие гонения, стали считать себя избранниками божьими и стали враждебно относиться к отступникам. Но большинство епископов были лояльны к отступникам и после определенного очищения их вновь стали принимать в общины. В некоторых общинах их заставляли пройти повторное крещение. После гонений Дация христианские общины восстановились.

    253 - 260г. н.э.

    Репрессии против христиан императора Валериана.

    Гонения христиан при императоре Валерии превзошло по своим масштабам и жестокости предыдущие. Валериан лишал сенаторов и военных должностей за связь с христианами, отправлял в ссылку христианских матрон. Члены императорской администрации, которые примкнули к новой религии, были сделаны рабами. Имущество христианских общин было конфисковано.  В это время стала распространяться литература,  рассказывающая о христианских мучениках; христианские сочинения «Деяния», «Страсти».

     Мученик (от греч «мартюрос») – «свидетель Бога». Пришедший на смену  Валериану –император Галлиен, вернул христианам их имущество  и стал относиться, как к легальной религии.

    Середина второго века н.э.

    Кризис Римской империи.

    Кризис Римской империи сопровождался упорной борьбой за власть.

    У власти новые императоры задерживались недолго. Историки не могут точно установить число правивших императоров и претендентов на власть.

    Приблизительный подсчет с 235 года по 284 год у власти было 19 «законных» императоров и более 30 узурпаторов.

    Развлечение богатого римлянина. Живопись на вазе 3век.

    Причиной кризиса были: моральная деградация римлян,  голод, чума в империи, неспособность солдатских императоров действовать в соответствии с реалиями времени. Все боролись за свое место под солнцем, и никто фактически не думал о государстве в целом.

    Император для армии тот был хорош, который бы выплачивал солидное жалованье, но это было невозможно осуществить в нищавшей империи.

    Готы и другие племена варваров постоянно вторгались в приделы Римской империи. Провинции Мезия, Фракия, Македония, Паннония были опустошены. Разрушены были многие города и сельских поселений  в этих провинциях. Набеги делались и германскими племенами, опустошавшими провинции Верхняя и Нижняя Германия. Германские племена: франки и альмыны в своих набегах доходили до Пиренейских гор и вторгались в Северную Испанию. В  Африке страдали от набегов кочевников Мавритания и Египет.

    На восточные провинции империи напали парфяне, они заняли Армению и захватили часть провинции Месопотамия, вторглись в Сирию.

    В пределы империи вторглись воинственные аланы.

    Императору Галлиену (253 -268 г. н.э.) удалось одержать победу над аланами и остановить продвижение их юг Италии, но коренного перелома в борьбе с варварами не произошло. В Западной части Римской империи произошла потеря управления императором  легионами.  И каждая армия на Востоке и Западе провозгласила своего императора. В истории этот период называют правлением «тридцати тиранов».  Местным легионам приходилось самостоятельно решать возникшие перед ними проблемы. Деньги обесценились, торговый обмен стал натуральным. Натуральными продуктами стали выплачиваться жалованье войнам и чиновникам.

    Середина 3 века н.э.

    Готы атакуют поселения на побережье Азовского моря,  Крым и Босфорское царство и прорываются в Эгейское море.

    К середине 3 века Боспор уже не имел сил, чтобы успешно отражать  набеги готов. Связь Боспорского царства  с Римской империей прервалась.  Внешняя торговля Боспора практически прекратилась. Единственным городом сумевшим сохранить независимость в Крыму был римской город Херсонес, там находился сильный римский гарнизон.

    В этих условиях боспорские правители вынуждены были пойти на соглашение с вождями боранов и герулов, входящими в готский союз племен.

     По соглашению боспорцы обеспечили возможность проходить ладьям готов через Керченский пролив из Азовского в Черное море. Готы стали совершать грабительские нападения на греческие прибрежные города: Черного, Мраморного и Эгейского моря. Черное море бороздили порядка 2 тысяч  ладьей готов. Римский флот не мог помешать пиратским набегам, прямых столкновений с крупными воинскими контингентами Римлян готы избегали. Один из наиболее крупных морских походов варваров состоялся в  267 году,  готы  на 500 кораблях по Чёрному морю достигли Византия, прорвались в Эгейское море, разграбили много города Греции. В 267 г они захватили и разграбили Афины, затем Коринф, Спарта. В 270 году готы  осадили македонский город Фессалонику.

     Решающий бой между готами и римлянами произошел в Мезии у города Наисс (Ниша). Клавдию Второму удалось нанести сокрушительное поражение готам. Было убито около 50 тысяч воинов противника, десятки тысяч готов были захвачены плен и стали рабами. Имущество готов было захвачено и пополнело римскую казну. Уцелевшим после разгрома готам, было предложено вступить в Римскую армию и заселить пустующие земли в качестве колонов.

    260 -273 г. н.э.

    Восточная Римская империя становится независимым от Рима государство.

    Римские солдаты играющие в кости. Худ -? 17 век

    После пленения императора Валериана  в Египте и других  восточных провинциях местные военноначальники  стали провозглашать себя императорами. Правитель города Пальмира  Одинат разбил персидское войско, вторгшееся в Сирию и Каппадокию, отбил добычу и пленных. Отвоевал у персов  Месопотамию. Затем расправился со всеми претендентами в императоры в Восточной Римской империи. Оденат объявил о своей лояльности к императору Галлиену и получил от него титул  - вождь Востока, а затем и титул императора и право командовать римскими армиями, стоящими на Востоке.

    Одинат, в свою очередь,  стал себя называть царем – царей и фактически управлял Восточными провинциями без участия Рима. После смерти Одената, за малолетнего его сына правила его жена Зинобия. Зинобия подчинила себе почти все Восточные провинции Римской империи. Опорой Зинобии было иудейство и христианство.

    272 - 274 г. н.э.

    Аврелиан восстанавливает единство Империи.

    В 272 г. Аврелиан вытеснил войска Зенобии из Малой Азии и Сирии, осадил Пальмиру и принудил её к сдаче. Зинобию, пытавшуюся бежать к свом союзникам персам, захватили в плен. После того, как императорские войска покинули город – жители города  восстали против власти Аврелиана. Тогда император вернулся, взял штурмом город, разрушил его и  истребил все население. Затем направил войска в Египет, где управлял ставленник Зинобии купец Фирм и овладел Египтом. Вернувшись в Рим, император приказал Зинобию провести в цепях во время триумфального шествия императора. После этого он направил войска в Галлию, но правитель Галлии - Тетрик  признал власть Рима.

    275 г. н.э.

    Восстание монетчиков  в Риме.

    Попытка провести денежную реформу и установить новые правила чеканки монет привела к восстанию свободных ремесленников и рабов, работавших на монетном дворе. К восставшим примкнули беднейшие слои населения. Восстание было подавлено с большим трудом.

    275 г. н.э.

    Убийство Аврелиана.

    Маска Пана. (Древний Рим. 1 в н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    Аврелиан стал готовить новый поход на Восток. Во время подготовки похода он требовал, чтобы его называли «господином и богом». У сената возникли опасения, что он станет диктатором. Возник заговор сенаторов, и Аврелиан был убит.

    Конец  3 века н.э.

    Христиане в конце 3 века.

    К концу века население Римской империи сократилось примерно на четверть. Пустовали заброшенные земли, города находились в упадке, росло число неимущих, которые стремились вступить в христианские общины.  Число людей в  христианских общинах  в конце 3 века было более 10 % от населения Римской империи.  При этом основная масса христиан находилась в Восточных провинциях. Эти люди ждали, когда наступит более справедливый порядок. Исповедование веры в это время отличалось простотой, и было понятно для общинников. В это время стали особо почитать мучеников. Годовщину смерти мучеников стали отмечать торжественно. Мученикам и святым стали приписывать чудотворные способности.

    284 г. н.э.

    Провозглашение императором Диоклетиана.

    После убийства Аврелиана, сменилось в Риме несколько императоров.  В 284 г  войска провозгласили императором  командира охраны Нумериана – иллирийца Гая Валерия Диоклетиана.

    Диоклетиан родился в Далмации и был сыном вольноотпущенника. Карьеру он сделал благодаря тому, что обладал природным умом и незаурядными способностями к государственной деятельности.

    Юноша влюбленный в богиню. Римская ваза 3 в.( Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    293 г. н.э.

    Рим  становится провинциальным городом.

    Став императором, Диоклетиан сделал соправителем своего сослуживца Максимиана.

    Диоклетиан и Максимиан стали считаться августами.

    Максимиан получил право управлять Западной половиной империи  с резиденцией в Медиолане (на  юг Галлии). Диоклетиан избрал своей резиденцией  Никомедию город в Малой Азии  (недалеко от г. Византия – совр. Константинополь.)

    Рим становился провинциальным городом, хотя по-прежнему считался столицей империи.

    284 -293 г. н.э.

    Образование  тетрархии.

    Диоклетиан присвоил себе и Масимиану имена Иовия и Геркулия, т.е. сыновей Юпитера в целях обожествления власти.

    Одного из своих командиров Гая Галерия - Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителями присвоил ему звание цезаря и выделил территория для управления.  Одновременно август Максимиан выбрал себе соправителя, так же с титулом цезаря –Флавия Констанция Хлора.

    Августы считались братьями, цезари их сыновьями.

    Хотя Диоклетиан и Максимиан считались равными, но Диоклетиан имел больший авторитет и имел большее влияние в Империи.

     

    298 г. н.э.

     

    Война с Персией.

    Диоклетиан, совместно с Галерием, совершил поход против персов, которые заняли Армению и вторглись в Месопотамию. Персы были разбиты.

    Провозглащение указа императора в Древнем Риме.

    284 - 305г. н.э.

    Реформы Диоклетиана.

    1)Реформа политической системы.

    В соответствие с проведенными реформами, в Римской Империи перестала действовать структуру государственного управления основанная Августом Октавианом – «принципат», которая трактовала императора  не как монарха, в как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося наивысшим авторитетом и наделенного особыми полномочиями.

    Новую систему государственно управления назвали «доминант», от слова  «dominus» (господин) по которой император относился ко всем своим подданным без различия их ранга и сословного положения. Это новая система копировала порядки, существовавшие в восточных монархиях. Отныне, римский император, подобно восточным царям, считали воплощением божества и ему обязаны все воздавать соответствующие почести: подчиненные  становились перед ним на колени, падали ниц, целовали край одежды. По внешнему виду он так же стал отличаться от окружающих: во время   приемов он носил пурпурные одежды украшенные золотом и драгоценными камнями.

    Сенат при этой системе терял политическое значение. Вопросы, имеющие общегосударственное значение, уже не ставились на его обсуждение. Сенат стал заниматься делами касающимися устройства общественных зрелищ… Все решения сената были не действительными без  утверждения  их императором. Сохранились должности магистратуры: консул, претор, квестор, но это были почетные должности.

    2) Религиозная реформа.

    Диоклетиан выступил в качестве восстановителя старой римской религии.

    Юпитер считали главным покровителям императора и источником высшей власти над миром. Впервые годы правление император терпимо относился к христианству, даже его жена и дочь и некоторые придворные приняли христианство. Но повсеместно возникли прецеденты, когда христиане отказывали воздавать надлежащие почести императору, что настроило против христиан императора и жречество. Император был вынужден организовать гонения на христиан.

    Была так же проведена административная, военная реформа, финансовая реформа  и реформа налогообложения.

  • Куриалы или государство в духе Диоклетиана было "принудительным насилием".
  • Конец 3 в н.э.

    Северное Причерноморье и Крым в  конце 3 века.

    Боспорское царство,  попавшее в зависимость от готов, переживало политический кризис. Правящая династия была отстранена от власти  и на престоле появлялись ставленники того или иного варварского  племени.

    Под давлением готов, в последнее десятилетие 3 века Боспорское царство, собрав армию из кочевых племен, живших в Приазовье, попыталось захватить имперские земли в Малой Азии. По приказу римского императора Диоклетиана войска  из остывшего не завоеванным варварами  Херсонеса, в 293 году захватили оставшуюся без серьезной защиты столицу Боспора. В это же время началась борьба старой греческой, римской и сарматской босцорской элиты с новой родоплеменной готской знатью. Боспорский царь Фарсаз был сарматом, на его монетах рядом с изображением римского императора помещался его сарматский тамгообразный знак, как бы говоривший о независимости Боспорского царства от Римской империи. Власть готов на Боспоре особенно усилилась в конце III — начале IV веков. Произошло объединение родоплеменной аристократии готов, алан и других племен, пришедших с готами на Боспор, с местной сарматской знатью. В конце 3 века начале 4 века в Боспорское царство и Северное Причерноморье проникли христиане из Малой Азии. На отдельных вещах археологи находят монограммы Иисуса Христа. В начале 4 века Боспор выделился в самостоятельную епископию.

    Распятие Христа с повесившийся Иудой. Резьба по кости. Италия

  • главная