Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса Византия, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Фаза: предпосылки: 1 в н.э. 

Еврей.

 

  • Окрестности Иерусалима 1 в н.э. -1 в до н.э. (карта)
  • Завоевания римлян на востоке. 2-1 век до н.э.(карта)
  • Павловские церкви (Апостола Павла) в Римской империи. 1 в н.э.(карта)
  • Палестина в середине 1 в н.э.(карта)
  • Миссионерская деятельность апостола Павла из Эфеса.
  • Первое миссионерское путешествие Апостола Павла 1 в н.э. (карта)
  • 1  г. н.э.

    Рождение Иисуса  из Назарета.

    Плотник Иосиф с сыном Иисусом.( Икона в монастыре. Израиль. Фото Лимарева В.Н.)

    В конце первого века до н.э. (25 декабря 1г до н.э.) в маленьком городке  Назарете на севере Палестины в семье иудеев плотника Иосифа  и его жены Марии родился человек, с момента рождения которого последователи его учения - христиане стали вести новое летоисчисление.

    Население Назарета было смешанным. В городке жили кроме иудеев финикийцы, сирийцы, греки и люди других национальностей.

    Семья Иосифа была многочисленна. У Иисуса были старшие братья и сестры, от предыдущих браков Иосифа.

  • Когда и где родился Иисус Христос?
  • Начало 1 века

    Гений Августа.

     

    Ещё при жизни Юлия Цезаря Октавиана Августа развился культ Гения Августа.(Гений - личный Бог покровитель Октавиана). Во всех частях Рима создавались храмы Гения Августа, избирались служащие, которые организовывали божественные празднества и церемонии, сооружались святилища, алтари. Считалось, что после смерти Август станет богом. После того как Август умер, его официально причислили к богам, его культ получил ещё более широкое распространение. Фактически после смерти Августа римляне стали поклонятся Лару Августа.

  • Боги древнего Рима: Янус, Лары, Маны и хранители людей Гении.

  • Посуда бедняков в Палестине. 1 в н.э.( Курманы. Израиль. Фото Лимарева В.Н.)

    1 в. н.э.

    Восток Римской империи в 1 веке.

    1 в.н.э. был временем становления новой политической формы – империи, выработалась система  стабильных отношений между Римом и провинциями;  этот век характеризуется поисками в области  экономической переход к более широкому использованию труда арендаторов, и в области духовной.  Вся совокупность процессов в этот период способствовала появлению, а затем распространению христианства на территории Римской империи.

    Резкая грань между бедностью и богатством и, напротив стирание грани между свободным и рабским трудом могли вызвать  в отдельных случая у народных масс Рима сочувствие к рабам, особенно если эти с этим сочувствием переплеталась ненависть к власть имущим.

    Городское население восточных провинций было достаточно пестрым и по этническому составу и по социальному составу.

    Для 1 в н.э. характерна необычная мобильность населения, особенно городского; люди переселялись из города в город в поисках лучшего существования.  На дорогах империи можно  было встретить разных людей, идущих пешком то в одном, то в другом направлении: ремесленники, площадные актеры, прорицатели и бродячие нищие философы. Но перемещались не только бедняки. Римские солдаты и имперские чиновники отправлялись в провинции, а местная знать «ездила на поклон к императорам, купцы разъезжали по всей империи.

    (И.С. Свенцицкая "Раннее христианство: страницы истории" )

  • Восточнохристинский этнос (геоэтнос Византия) образовался в 1 веке.

    4 г н.э.

    Восстание в Иудее.

     

    Восстание вспыхнуло из-за попытки римлян усилить зависимость иудеи от Рима.

    Римский наместник в Сирии жестоко подавил восстание.

     

    Курманские рукописи. Копия в музее. Курманы. Израиль.  фото Лимарева в.Н.

    6 - 30  г. н.э.

    Секта ессев.

    Ненависть к римлянам породило новую форму протеста среди иудеев. Часть иудеев стала отказываться от активного сопротивления  римлянам и уходить  в ессейские общины, где царила атмосфера любви и взаимопомощи.

    Наиболее известные общины ессеев были в Курманах, но древние авторы рассказывают и других общинах ессеев.

    Римский писатель Плиний Старший, сообщая о ессеях, писал:

    «Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев».

    У ессеев была общность имущества, обязательный труд всех членом, совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Желающие попасть в общину  проходили испытательный срок в течение двух лет. Члены общины избегали общаться с окружающим миров: они должны были, согласно уставу, «отделиться от людей кривды». Некоторое время прожил среди ессеев и известный иудейский историк  Иосиф Флавий.

    В книге «Иудейские войны он пишет:

    «Ессеи непоколебимо убеждены, что в то время как их тела подвержены гибели и их материальный состав не постоянен, души остаются вечно бессмертными. Происходя из тончайшего эфира, они попадают в тело, словно в темницу; поэтому, едва освободившись от оков плоти,… с ликованием взмывают ввысь».

    Купальня. Курманы. Израиль.  фото Лимарева в.Н.

    14 г н.э.

    Смерть Октавиана Августа. Император Тиберий.

    В августе 14 года в маленьком городке Ноле (радом с Римом) на 76 году жизни скончался Октавиан Август Юлий Цезарь, управлявший Римской империей 44 года.

    После его смерти было вскрыто завещание, в котором было написано: «Поскольку жестокая судьба отняла у меня сыновей Гая и Луция - пусть моим наследником будет Тиберий Цезарь».

    Тиберий Клавдий Нерон (после усыновления – Тиберий Юлий Цезарь) стал править после утверждения сенатом как Тиберий Цезарь Август. В момент прихода к власти ему было более 50 лет.

    27-33 г н.э.

    Проповедники Иоханан (Иоанн Креститель) и Иошуа (Иисус Христос).

    Тайная вечеря. (Турция Кападокия. Церковь Каранлык. 13 век.)

    1) Проповедник Иоханан (Иоанн Креститель).

    «Проповедник Иоханан (Иоанн Креститель) был, вероятно, связан с кумранской общиной (ессеев). Он, как и ессеи, во время проповедей говорил о скором приходе мессии, который уничтожит зло на земле Иоанн призывал народ  в ожидании прихода мессии покаяться и очистится от всех грехов. Очищением от грехов служило «крещение – омовение в водах реки Иордан». Такое же восприятие ритуального омовения было свойственно и кумранитам. Допуск к этим омовениям новых членов разрешался только после их покаяния. Иоанн Креститель верил в скорый приход мессии и призывал народ очиститься единожды перед приходом и судом над миром зла.

    Одним из принявших крещение от Иоанна в водах Иордана был Иошуа (Иисус Христос). Иисус не примкнул к ученикам Иоанна, а начал самостоятельную проповедь.

    Ирод Антипа боялся, что этот пророк, презирающий богатство способен повести за собой народ и приказал его схватить посадить в тюрьму, а затем и казнить.

    Можно предположить, что Иоанн отказался от строгой замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и поплатился жизнью».

    (И.С. Свенцицкая. «От общины к церкви».)

    2) Проповедник Иошуа (Иисус Христос).

    Иисус Христос с учиниками. (Икона в монастыре. Израиль. Фото Лимарева В.Н.)

    «Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию иудейских влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки».

    ( Иосиф Флавий «Иудейские древности»)

    Распятый Христос. (Турция. Кападокия. Церковь Каранлык. 13 век.)

    Я думаю (Лимарев В.Н.), что этот фрагмент,  приписываемый Иосифу Флавию - поздняя вставка христиан, не мог Иосиф Флавий так писать об Иисусе Христе, упоминал ли он о нем вообще?

    Читаем Евангелие от Иоанна (ст. 35-40):

    Иисус сказал им:

    «Я хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет …жаждать никогда…

    Все, что дает мне Мне Отец, ко мне придет; и приходящего ко Мне  не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

    Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал ничего не погубить, но все воскресить в последний день.

    …видящий Сына и верующий в Него, имеет жизнь вечную…»

    Отношение к проповедям  у многих иудеев было негативным:

    Далее читаем Евангелие от Иоанна (ст. 42):

    И говорили (иудеи): «не Иисус ли это, сын Иосифа, которого отца и мать мы знаем? Как же  говорит Он: «Я сошел с небес»?

    Согласно христианским источникам Иисуса Христа распяли в 33 г  н.э., согласно иудейским в 30 г до н.э. То, что Иисуса Христа распяли в 33 году, мне кажется более достоверно.

  • Секта ессеи. Братья и сестры. Иисус Христос и ессеи.
  • Гифсиманский сад. Сад, в коротом  Иисус Христос провел последнюю ночь перед взятием под стражу.(Израиль. Иерусалим.  Фото Лимарева В.Н.)

    33 - 34 г н.э.

    Савл (Павел) студент  Иерусалимской фарисейской академии.

    Из города Тарс для дальнейшего обучения в Иерусалим прибыл в возрасте 20 лет фарисей Савл – будущий основатель христианской религии.  У Савла  была жажда к познанию и он, находясь в Иерусалиме, под руководством учителя Гамалиила, изучал  не только религиозную литературу и философию, но и медицину, право…

    Павел знал арамейский язык, разговорный язык в Палестине, древнегреческий на котором написана была в основном иудейская   религиозная литература, а так же международный язык - греческий.

    В это время происходила борьба между ортодоксальной церковью и инакомыслящими, в числе которых были христиане. Савл принял активное участие  в преследовании  сектантов, выступивших против религиозных властей в Иерусалиме.

    Согласно Библии:

    А Савл терзал церковь (христиан), входя в каждый дом и влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу. ( Деяние апостолов гл. 8 ст. 3).

    33 - 36 г н.э.

    Гонение на религиозные секты в Иудее. Проповедник Стефан.

    Христос Воскрес. (Турция. Кападокий. Церрковь Каранлык. 13 век.)

    В период правления Понтия Пилата в Иудеи шли постоянные религиозные споры.

    Первосвященник Каиафа (Иосиф)  не пользовался большим авторитетом, так как был назначен римлянами.

    У христиан же появилось много сторонников.

    Каиафе, при поддержке римлян, пришлось принимать жесткие меры к своим религиозным противникам. В Иудеи была целая сеть доносчиков и провокатор, которые доносили о неблагонадежных первосвященнику. 

    В Иудеи новый проповедник объявивший себя мессией - Стефан. Был ли Стефан  приверженцем учения Иисуса Христа неизвестно, но христиане считают его святым.

    Стефан выступает против выполнения  иудейских обрядов. Он называет Храм делом рук человеческих, а жертвоприношение сравнивал с поклонением Золотому тельцу.  Он говорил, что Бог только на небесах; «связь с Бог может осуществляться только в духе» и только посредством молитвы; жертвоприношение лишь символический акт.

    Каиафа применил против сторонников Стефана силу. Сам Стефан был приговорен к смерти через побиение камнями.

    «И выведя за город, стали побивать его камнями…, который молился» « Господи Иисусе! Прими дух мой». ( Деяние апостолов гл. 7 ст. 58-59)

    В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все …рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. ( Деяние апостолов гл. 8 ст. 1-2)

     Преследуемые храмовой полицией многие христиане были вынуждены скрываться за границей. Иудеи бежали в Набатию (Иордания) которая была в это время не подвластна Риму.  По косным сведениям иудеи-христиане были приняты в Петре (столице Набатии) и благодаря им, набатийцам удалось отвоевать ряд территорий у Рима.  Ими был захвачен город Дамаск.  Но волнения в Иудее продолжались, так как экономический кризис привел к появлению многих обездоленных.

    Храмовый комплекс семитов в Набатее, Петра.

    34- 41г н.э.

    Фарисей Савл  становится проповедником (апостолом).

     

    Трудно сказать, что побудило Савла отправиться  в Дамаск из Иерусалима.

    Путники на дороге в Палестине. (Израиль. Ципори. Мозаика 2 века. Фото Лимарева В.Н.)

    Согласно Библии:

    Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письмо в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдут из последователей учения (христиан), и мужчин и женщин приводили в Иерусалим.

    (Деяние апостолов гл. 9 ст. 1-2).

    Возможно это так, преследуя христиан, первосвященник Канафа пытался преследовать христиан бежавших в Сирию и Набатею.

    Но и возможен вариант, что Савл бежал из Иерусалима, уже став христианином.

    Резкую перемену во взглядах Савла христиане объясняют тем, что он услышал голос Господа, который велел ему стать христианином.

    В Дамаске в местной синагоге он стал проповедовать ученье «об Иисусе, что Он есть сын Божий. Савл приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что  Сей есть Христос» (Деяние апостолов гл. 9 ст. 20,22).

    Из Дамаска Савл, преследуемый иудеями ортодоксами, бежал в Иерусалим, где произошла смена  жесткого священника Каиафы на веротерпимого Ионафа и, затем переправился на родину в Тарс.

    Бегство Савла из Дамаска можно объяснить и ещё другим обстоятельством, что римские войска  под руководством Вителлия осадили Дамаск, и ряд заметных проповедников христиан были вынуждены спасаться бегством, иначе как над бунтарями с ними бы расплавились римляне, Савла его последователи спусти в сетки со стены города.

    В Иерусалим, Кесари, Тарсе, а затем в Антиохия началась бурная миссионерская деятельность Савла и его единомышленников Петра, Варнавы, Иакова… 

    Видение пророка. (Церковь Гроба Господня .Иерусалим. Армянский придел. Фото Лимарева В.Н.)

    37 - 41 г н.э.

    Правление в Риме императора Калигулы.

    Префект  Макрон, после смерти Тиберия, внес предложения в сенат назначить императором младшего из сыновей Германика – Гая Цезаря, по прозвищу Калигула (сапожек).

    Калигула начал с амнистии всех осужденных при  Тиберии. Для народа стал организовать массовые зрелища и израсходовал все средства накопленные Тиберием.

    Новый император требовал себе божественных почестей. Установил церемониал: низкие поклоны, целование его ног и т.д.

     Он казнил невинных людей исключительно ради развлечения. Когда деньги в казне кончились, он стал казнить богатых людей по малейшему доносу на них. Он разрешил рабам делать доносы на своих господ.

    Увлеченный скачками, он собирался сделать консулом своего коня.

    В Александрии Калигула спровоцировал еврейские погромы. В Иерусалиме в Храме приказал установить свою огромную старую.

    Когда он узнал, что иудеи отказываются установить его статую в Храмовом комплексе Иерусалима -  отдал приказ расправиться с иудеями. От расправы иудеев спасла только смерть императора.

    Против кровожадного императора был организован заговор.

    В январе 41 года Калигула был убит трибуном Кассием Хереей

    Около 40 г н.э.

    Захват Митридатом 8  еврейского рода Низибиса.

    В Месопотамии на реке Евфрат существовал город Низибис. Это был еврейский город на границе между  владениями Рима и  Парфянским царством. В городе находилась казнохранилище. Все иудеи в Месопотамии, отдавали в пользу Храма в Иерусалиме десятую часть свого дохода.  Отсюда эти деньги под усиленной охраной пересылались в Иерусалим. Жители города занимались тем, что купленную у местных пастухов шерсть, пряли и отправляли на продажу. Подчинив местных пастухов, они образовали подобия государства. Изначально восточные владыки проявляли определенную лояльность и иудеям.  Потом иудеи стали  совершить грабительские  походы в Малую Азию. В конце тридцатых годов произошло некоторое усиление Босфорского царства под управлением Митридата 8 . Митридат 8 решил наказать иудеев,  с войсками подошел к Низибису перебил сопротивляющихся иудеев и овладел городом. Оставшиеся в живых иудеи бежали в Сирию и пытались осесть в прибрежном городе Силивкия. Там они  были встречены недружелюбно, как со стороны сирийцев, так и  со стороны элинизированных иудеев, на иудеев напали сирийцы и перебили порядка 50 тыс. человек.

    38 - 45 г н.э.

    Становление христианской общины в Антиохии. (Антиохская церковь).

    Весть о Иисусе Хресте.

    Иудеи в Антиохии и Селевкии  селились  со времени основания городов и вместе с Александрией были местом, где преимущественно жили элинизированые иудеи.

    В городе был развит прозелитизм, т.е. обрушение в иудаизм греков и людей другой национальности.  Прозелиты и элинизированные иудеи стали той средой, где христианское учение было воспринято. 

    Во время  прибытия Савла для выполнения своей миссии в Антиохию, так происходили гонения на иудеев, и ярко были выражены антисемитские настроения. Так как произошел конфликт между местными жителями и иудеями бежавшими из города Низибис.

    В Антиохии Савл, действуя совместно с другим апостолом Варнавой, организовать большую христианскую общину, которую иногда исследователи называют христианской  Павловкой церковью или Антиохской церковью.

    Во времена Калигулы между общиной Павла и ортодоксальными иудеями происходили постоянные стычки, в которые вмешивались римские власти. В 41 гору, после смерти Калигулы новый император Клавдий издал указ о свободе вероисповедания. Ортодоксальные иудеи лишились поддержки официальных римских властей.

    В Антиохи Савл стал открыто выступать с речами на улицах  в самом сердце города. Именно в Антиохии Варнава и Савл  объявили о христианстве, как самостоятельной религии, отличной от иудаизма.  В Антиохии последователи учения Христа стали себя называть христианами.

    В Антиохии богатый человек Теофил пожертвовал христианской общине значительные средства.

    Антиохия стало тем местом, от которого  началось распространение христианской религии.

    41 г н.э.

    Провозглашение императором Клавдия.

    Клавдий посвятил свою жизнь занятием науками и не помышлял никогда об императорской власти. Он был знаток греческого и этрусских языков, поклонник римской старины, автор многих работ по истории. Божественный Август Октавиан отзывался о Клавдии иронически и не предоставлял ему никаких должностей.

    Родной брат Германика – Клавдий, во время убийства Калигулы находился во дворце и, когда солдаты преторианской гвардии  искали во дворце убийц Калигулы, то случайно наткнулись на Клавдия, которого, как единственного родственника Калигулы, провозгласили императором, и потребовали у сената утвердить это решение. Сенат был вынужден согласиться. Войны получили награду от Клавдия, каждый по 15 тысяч сестерций.

    Клавдий отменил указ Калигулы о помещении статуи императора в Иерусалимском храме.

    41 - 50 г н.э.

    Миссионерская деятельность апостола Павла.

    «Клавдий был весьма терпимым правителем. Пока он был императором, народ Иудеи пользовался достаточной свободой Люди могли обсуждать любые вопросы, и открыто выражать свое мнение, не боясь наказания».

    ( Рут Сэмюэле «По тропам еврейской истории»)

    Организовав сильную христианскую общину в Антиохии, Апостол Павел (Савл) и его сподвижники апостолы стали  совершать миссионерские путешествия.

    Апостол Павел.

    Первым значительным путешествием Савла и Иосии (Варнава) был остров Кипр. Где Савл себе взял втрое греческое имя Павел.  На Кипре – родине Варнавы у него была хорошая репутация. Миссионерская деятельности на Кипре прошла успешно. Посетив синагоги на Кипре, Павел продолжил свое путешествие в Малой Азии  у побережья Средиземного моря. Он посетил области Киликию, Амфилию, Лакаонию, Фригию и др. возвращаясь периодически  в Антиохию.

    В 49 г Павел и его товарищи прибыл в Македонию. В Македонии у Павла не было значительных успехов в  г. Филиппы. Из воспоминаний Павла: « в Филиппах мы были поруганы и оскорблены». В Филиппах  апостолы Павел и  Сила были взяты под стражу, как возмутители спокойствия за то, что проповедовали не принятые религиозные обряды. Они не смогли доказать свое римское гражданство и некоторое время провели в заключении.

    В Фессалониках у Павла были родственники, они помогли ему материально. Он стал осторожно с группой сподвижников проповедовать христианское учение, пользуясь возможностью по субботам участвовать в публичном чтении Библии. Упорная деятельность привела к некоторым результатам в Греции, но они не были значительны. С миссионерскими целями до 50 года Павел  посетил города в материковой Греции: Афины, Коринф и т.д.

  • Первое миссионерское путишествие Апостола Павла 1 в н.э. (карта)
  • 44 -45 г н.э.

    Пророк Февда.

    Пророк Февда уговорил большое количество людей покинуть Иудею и уйти за Иордан в  Набатею.

     Когда люди со своим имуществом пытались переправиться Иордан, римский наместник выслал отряд конной полиции. Многих иудеев перебили, пророку Февде отрубили голову.

    Кризис христианской общины в Антиохии.

    В созданной апостолом Павлом (Савлом) христианской общине в Антиохии  разразился кризис, который был вызван  противоречиями между христианами из различных слоев общества.

     В Антиохской общине было два ярких лидера: апостол Павел и апостол Петр.

    Петр был апостолом иудеев. Павел - был апостолом язычником.

    Павел выступил с революционным для времени  заявлением.

    Он считал: «Один Бог, одна вера, одно крещение».

    То есть, он считал, что перед Богом все равны и иудеи и язычники.

    Византийский сосуд с изображением апостола Петра.

    Он не придавал значения укоренившимся иудейским традициям.

    Когда он находился среди иудеев, жил как иудей, и жил по язычески, находясь среди язычников.

    В Антиохии, между тем, возникло деление на иудеев принявших христианство и христиан из язычников.

    Обрезанные христиане (иудеи) одержали верх над необрезанными.

    Необрезанные христиане стали людьми второго плана.

    Разгорелась острая полемика  вокруг употребления в пищу кошерных продуктов и других, привычных для иудеев религиозных ограничений.

    Павел был категорически против мнения о том,  христиане из язычества второстепенные верующие. В результате чего община выразила ему недоверие, утвердив своим лидером Петра. Потерпев поражение, Павел с группой единомышленников покинул общину.

    Между Павлом и Антиохской общиной произошел полный разрыв.

    В Антиохии, вероятно, были написано Евангелие от Матвея.

  • У истоков христианства два этноса: иудеи и греки.
  • 51-52 г. н.э.

    Смерть римлянам осквернителям святынь.

     

    Римлянин. (Рис. на римской на вазе.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    В 52 г римский солдат стал надсмехаться над паломниками, прибывшими в Иерусалим на празднование Пасхи. Быстро распространилось в десятитысячной толпе, что римляне оскорбляют иудеев. Толпа возбудилась, и стали поносить римлян.  Римский наместник Келий (Куман) направил на толпу войска, началась паника. Иедеи, бросившиеся спасаться на узких улицах Иерусалима, стали давить друг-друга. Праздник был омрачен многочисленными жертвами.

    Во время этой смуты у города произошло нападение на императорского чиновника Стефана, которого ограбили. Куман выслал войска на поиски виновных. Войска во время поиска виновных стали заходить в дома иудеев и искать награбленное.

    Один римский солдат нашел древний свинок Торы и на глазах у иудеев, стал его рвать, выкрикивая насмешки. Немного позже в Самарии произошла стычка между иудеями и самаритянами, в которою вмешались римские войска, принимаю ту или иную сторону, не вдаваясь в детали конфликта.

     В Рим поступили многочисленные жалобы на прокуратора Келия.

    Из Рима были высланы уполномоченные для судебного разбирательства. 

    Для того чтобы успокоить иудеев, римскому солдату, разорвавшему Тору, отрубили голову.  Келия отозвали в Рим и приговорили к ссылке.  Суд признал самаритян зачинщиками беспорядков в Самарии, виновники смуты были казнены. Казнен был и некий трибун Целеса. Наместником в Иудеи был назначен Феликс.

    52 -54 г. н.э.

    Апостол Павел в борьбе за торжество новой веры.

    Бичевание непокорных иудеев. худ. Златогоров

    Павел принял решения организовать в Эфесе религиозный центр христиан, подобный тому, который он организовал в Антиохии.

    Эфес был выбран не случайно. Эфес был крупным торговым портом в Малой Азии. Корабли из Эфеса бороздили воды Эгейского и Средиземного морей, Эфес мог служить отправным пунктом для миссионерской деятельности. Для Павла начались трудные годы борьбы за свои идеи.

    Ему пришлось столкнуться с ассимитизмом, который существовал в Эфесе. Сильным противодействиям ортодоксальных иудеев. Наконец  с открытой враждой знатного римского гражданина Тиверия Клавдия Валлвиллиуса,  который фанатично защищал традиционную римскую религиозную культуру.

    Сам Павел характеризует этот период своей жизни, как «борьбу против животных», сравнивая раздражение язычников с «дикостью хищного зверя». Ещё он писал: «Нас наказывают, но мы не умираем!...»

    О том, что пришлось ему пережить за этот период, сообщает нам Мария-Франсуаза Басле в книге «Апостол Павел»:

    «В Иконии он пережил побиение камнями; в Эфесе он не однажды перенес заточение в тюрьму и снова избиение, а также бичевание – наказание, наложенное руководителями синагоги за нарушение запретов Закона Моисеева. Эти наказания были вызваны проблемами кошерной пищи или проблемами  разделения иудеев и язычников».

    54 - 62 г н.э.

    Правление Сенеки и Бурра от имени императора Нерона.

    Секст Афрания Бурр - был префект претории.

    Луция Аннея Сенека - был философом.

    Императом в Риме, после смерти Клавдия, стал Нерон. Государственные дела мало волновали молодого императора. Он выступал в дворцовом театре в качестве певца и актера, писал стихи и приходил в восторг от признания его поэтических и артистических талантов.

    В эти годы управление государство перешло к римской знати, они добились восстановления своего привилегированного положения, отстранения от рычагов власти вольноотпущенников Клавдия.

    54 г н.э.

    Сикарии терроризирую Иерусалим.

    Распятые у стен Иерусалима. худ. Златогоров

    Прокуратору Феликсу удалось успешно повести операцию против ессеев возглавляемых Елеазаром (Элазаром), которые более 20 лет вели партизанскую войну с Римом. Елиазар был схвачен и отправлен в Рим. Но это только усилило сопротивление иудеев против власти Рима и породило новую форму борьбы.  Среди зелотов стали организовывать террористические группы, которые получили название сикарии. Сикарии прятали в складках одежды кривой кинжал (sica) и, смешавшись с толпой, во время праздников убивали неугодных, и во время паники им удавалось скрыться. Римляне назвали сикариев палачами. От рук сикариев погиб первосвященник Ионафан. Они под видом паломников проникли в Храм, обступили первосвященника и поразили его кинжалами, а затем, смешавшись с толпой, скрывались.  Иосиф Флавий обвиняет в убийстве первосвященника прокуратора Феликса, якобы подославшего убийц, но наиболее вероятно это только слухи, распространяемые самими же зелотами.

    Иосиф Флавий пишет:

    «Деяния убийц преисполняли весь город ужасом».

    55 - 60 г н.э.

    Апостол Павел схвачен и посажен в тюрьму как осквернитель Храма.

     

    Иудеи постоянно преследовали Павла как за его высказывание о несовместимости «Закона» с верой.

    «Послание Павла Галатам»  вызывало гнев у «правоверных» иудеев.

    В послании Павел выступает против религиозных ограничений предписываемых Иудейским Законом.

    В послании сказано:

    …Бог по вере оправдывает язычников, произвестило Аврааму: « В тебе благословятся все народы».

    …благословение Авраамово через Иисуса Христа распространилось на язычников, чтобы им получить обещанного Духа верой.

    Христос искупил нас от проклятия закона…

    Вы (иудеи), оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.

    Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».

    В 55 году Павел прибыл в Иерусалим, сопровождаемый своими учениками, среди которых были обращенные в христианство греки. Они игнорировали предупреждающие таблички о том, что необрезанным вход в Храм запрещен под страхом смерти.

     Когда Павел с необрезанным ефесянином Трофимом пытался войти в Храм, следившие за ним иудеи набросились на них и потащили за приделы города, чтобы побить камнями.

    Спасло от смерти Павла и его спутников вмешательство римлян, которые смогли отбить их у озверевшей толпы. Павел, обвиненный в подстрекательстве к осквернению Храма, был посажен в тюрьму в Кесарии, где просидел 2 года, а затем переправлен в Римскую тюрьму, где отбывал наказание два года. О дальнейшей судьбе Павла нет достоверных сведений.

    Хранимые ангелом. (Турция. Кападокия. Церковь Каранлык.)

    60 - 62 г н.э.

    Прокуратор Фест.

     

    Не смотря на значительные усилия, Феликсу не удавалось навести порядок в Иудее.  Он не смог предотвратить вооруженную стычку между иудеями и греками  из-за политических привилегий. Не смог усмирить  зелотов. В 60 году он был  смещен с поста, прокуратором Иудеи был назначен Феста.

    Иосиф Флавий пишет:

    «Когда Феста прибыл в Иудею, он нашел страну бедствующей от разбойников, которые придавали грабежу и пожарам все селения. Эти разбойники носили название сикарии. Их расплодилось тогда очень много…»

    Феста, стремясь навести порядок в Иерусалиме, приказал иудеям снести иерусалимскую стену. Иудеи сказали, что они лучше умрут, чем разрушат стены Храма. С позволения Феста в Рим была отправлена делегация иудеев с первосвященником Измаилом, которая добилась отмены распоряжения Фесты. После этого Феста умер (?)

    Развалены синагоги в Палестине. (1 век.)

    62 - 64 г н.э.

    Прокуратор Альбина.

     

    Иудеи проданные в рабство. худ. Златогоров

    «Не было такого злодейства, которого не совершил бы Альбина, не было такого преступления или порока, в котором он  не был бы повинен. Он не только брал взятки и расхищал государственное достояние, но и присваивал себе имущество подданных.  Он отягощал народ непосильными и неправедными поборами. Разбойников, которые были заключены в тюрьму, он выпускал их на свободу за выкуп.  Богатые могли при помощи взяток и подарков добиться у Альбины всего…Он грабил с помощью солдат всех,  кто жил спокойно. Ограбленные молчали, а те, которых ещё не ограбили, льстили ему, чтобы не стать очередной жертвой грабежа».

    (Иосиф Флавий  «Иудейские войны»).

    64 - 66 г н.э.

    Прокуратор Гессий Флор. Восстание в Иерусалиме.

     

    Прокуратора Альбину заменил Флор.  Флор приступил к ничем прикрытому грабежу иудеев. Иудеи пытались жаловаться на прокуратора, но жалобы не имели успеха.

    В Кесарии иудеев отстранили от городского самоуправления. Это привело к столкновению между иудеями и  эллинами в городе. Иудеи покинули Кесарию.

    Флор изъял из Храма некоторую часть денег.  Иудеи были возмущены. Улицы Иерусалима заполнились недовольными, которые ходили по Иерусалиму с ведрами и в издевательской форме собирали пожертвования для Флора. Возбужденная толпа повсеместно выкрикивала оскорбления в адрес Флора. Флот послал солдат с приказом наказать шутников. Солдаты стали убивать всех иудеев попавшимся им по дороге. Были схвачены знатные люди города. Утром Флор стал чинить суд над ними. Он требовал выдать непосредственных зачинщиков беспорядков. Схваченные стали просить не наказывать жителей города из-за горстки виновных организовавших смуту. Эти слова вызвали у Флора ещё большую ярость. Он приказал войнам начать грабить город, убивая каждого встречного.  Многие мирные жители были схвачены и приведены к Флору, их он сначала бичевал, а потом подвергал распятию. Всего было перебито несколько тысяч человек.  Весь о неслыханной жестокости Флора распространилась по Иудее и за её приделами.  Именитые граждане умоляли Флора прекратить беззаконие.  Флор вызвал на подмогу войска из Кесарии. Солдаты были встречены возбужденной толпой, выкрикивавшей в их адрес оскорбления. Солдаты напали на толпу и стали избивать людей дубинками. Иудеи стали сопротивляться насилию, в ход пошли все возможные средства: солдат с крыш забрасывали камнями.  Восставший народ  занял  Храм. Началось вооруженное сопротивление.

    Иудеи одержали победу – римские войска были  перебиты. Иерусалим перешел в руки восставших.

    64 г - 70 г н.э.

    Бегство христиан в Набатию (Иорданию).

    Немногочисленные секты христиан не приняли активного участия в Иудейской войне. Они организовано перешли реку Иордан и поселились в районе города Пелле в пещерах. В Пелле организовался христианский религиозный центр.

    64 г н.э.

    Пожар в Риме.

    Пожар в Риме продолжался шесть дней. В огне погибли три из четырнадцати районов города. Погибли тысячи человек. Нерон открыл для погорельцев дворцовые сады, раздал продовольствие, но среди населения Рима ходили слухи, что Нерон сам пожег Рим, чтобы вдохновленный пожаром написать поэму о гибели Трои. Для успокоения населения император приказал найти виновных, обвинив в поджоге христиан, начались массовые аресты и их казни на арене цирка.

    66 - 73 г н.э.

    Иудея во власти восставшего народа.

    Иудейская война, Иосифа Флавия. худ. Златогоров

    После захвата Иерусалима    наместник Сирии Цестий Галл  направил на подавление восстания 30 тыс. войско, и потерпел поражение от повстанческих отрядов. На несколько лет Иудея стала независима от Рима. Фарисеи от власти  были отстранены и страной стали управлять вожди зелотов. Зелоты, убили многих  знатных жрецов и богатых иудеев,  обвинив их в предательстве. Затем они провели радикальные реформы управления и организовали оборону. Рабам была предоставлена свобода, первосвященник был избран по жребию. Храм превращен в крепость.

    Главными руководителями восстания были Иоанн из Гискалы, Элеазар и Семон, сын Гиоры.

    В 67 г иудеям удалось отстоять свою независимость, сражаясь с войском полководца Веспасиана Флавия.  Но римляне, реорганизовав войска, стали захватывать город за городом в Иудее. Отстрочила захват Иудеи римлянами смена власти в Риме. Нерон был убит и знатные римляне  стали участвовать в борьбе за власть над Империей.

    В 70 г войска Тита Флавии осадили Иерусалим. В осажденном  городе началась борьба за власть между вождями восстания, и они в то же время все сражались против римлян.

    Полководцу Тита Флавию удалось взять с большим напряжением Иерусалим. Храм, превращенный в крепость, продолжал сражаться, но и он пал.  Целый месяц, после того как римляне прорвались в город, бои продолжались на улицах.  Храм был  разрушен и сравнен с землей.

    В 71 году римляне праздновали победу над Иудеей, но сопротивление в Иудеи  

    продолжалось вплоть до 73 г, когда римлянами была взята крепость Масада.

  • Масада против Рима.
  • Повстанцев, бежавших в Египет, выдала римлянам местная иудейская знать.

    Свыше миллиона иудеев погибло в этой войне, тысячи были проданы в рабство, многие бежали в другие провинции.  Иудеев стали травили на арене цирков  дикими зверями и заставляли сражаться между собой на потеху римлян.

  • Кровавые римские забавы. Кесария.
  • Много пленный иудеев было переправлено римлянами, в качестве рабов в римскую провинцию Испания. Поля и виноградники в Иудеи были заброшены, леса выжжены,  в Иудее наступил период запустения.

    Триумфальное шествие в Риме после победы над иудеями. Рельемф с арка Тита Флавия.

    после 70 г н.э.

    Явна убежище для иудейской знати.

    Зелоты, захватив власть в стране, преследовали тех, кто сотрудничал с римлянами. Во время иудейской войны знать предавшая восставший народ в знак благодарности от римлян получила город Явне (недалеко от совр. Тель-Авива), где спасалась от мести зелотов. Явна стал портовым городом-тюрьмой для знати. В городе перебралась спасшаяся от расправы часть Синедриона. Религиозные лидеры, сотрудничавшие с римлянами.

    после 70 г н.э.

    Откровение Иоанна Богослова.

    Развалены древнего Иерусалима (археологические раскопки).

    Откровение Иоанна Богослова было создано после Римского пожара  64 г.н.э. и , вероятно, разрушения Иерусалима.

    В нем говорится о неминуемом конце света, предвестником которого был пожар в Риме и скором наступлении эры справедливости, где будут главными сыны Израилевы.

    Согласно "Откровений Иоанна Богослова":

    «И возвопили они громким голосом, говоря: доколе, владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь на земле за кровь нашу?»

    Далее он предрекает судьбу Рима, сравнивая Рим с Вавилоном.

    Воздайте ей (вавилонской блудницы) так, как она воздала вам, и вдвое воздайте по её делам…

    Сколько она  роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.

    За то в один день придут на нее казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий её.

    И будут плакать и рыдать о ней цари земные, прелюбодействующие и роскошествовавшие с ней, когда увидят дым от пожара её.

    И купцы будут плакать и рыдать о ней, потому что товаров их никто не покупает…

     В конце первого века христиане из уст в уста передавали друг - другу  содержание «Откровений» и ждали, когда Господь накажет «вавилонскую блудницу».

     

    Примечание:

    Исследователи христианства считают, «откровения» были написаны после пожара в Риме. Возможно, он был написан под впечатлением от разрушения Иерусалима. Но  возможен вариант, что мысли о сожжении Рима были у христианской секты в Риме, тогда у Нерона были основания обвинить христиан в поджоге Рима в 64 г.

    Император Веспасиан Флавий.

    69 г н.э.

    Император Веспасиан Флавий.

    После устранения Нерона от власти в 68 г в Римской империи наступил период нестабильности. Шла борьба за императорский престол. Утвердился императором командующий армии в Иудеи Тит Флавий Веспасиан.

    Веспасиан - первый император, которого возвела на престол армия не  из аристократического сословии. Отец Веспасиана был сборщиком налогов. Веспасиан был простым и доступным человеком, практичным, как в государственных делах, так и в частной жизни, бережлив и даже жаден... Ему было чуждо стремление к роскоши. До последних дней жизни сохранял природный юмор.

    71 г н.э.

    Изгнание из Рима философов и астрологов.

    Веспасиан начал укреплять империю с того, что стал покровительствовать провинциальным аристократам, признавая их равными с римской аристократией, чем вызвал негодование римских философов – циников, которые организовали его травлю. В основном, это были греки. В ответ на это Веспасиан приказал всех философов и астрологов удалить из Рима.

    Конец 1 в н.э.

    Христианские общины в конце 1 века.

    Иисус Христос. Турция. Кападокия. Церковь Каранлык (темная)

    Христианских общин в 98 г. было около 42. Христиане почти исключительно были из низших слоев общества. В общины принимали рабов и женщин. Христианского учения в полном смысле этого слова не было. Бродячие проповедники рассказывали сыне Божьем Иисусе, распятом и воскресшем. Книг не было, и об сыне Божьем ходило много легенд. Каждая община жила по своим правилам, общим было только вера в Иисуса Христа и вера в скорое избавление от жестокой действительности в соответствие с "Откровениям Иоанна Богослова".

    «Вытесненные из синагог правоверными иудеями, христиане собирались в частных домах, принадлежащим единоверцам. На собрания мог прийти любой, кто хотел принять веру христиан. Если и были собрания тайными, то не потому, что они пытались срыть свою веру, а потому что эти собрания не были разрешены властями официально. И периодически преследовались властями. Римляне относились к этим собранием пренебрежительно. Они говорили, что объединение рабов и блудниц, торговок и еврейских проповедников - безмерно уродливы и зловредны.

    Христиане же называли друг друга братьями и сестрами. Никаких следов иерархии должностей в первых общинах не было. Христиане отрицали окружающих их мир и считали себя избранниками, которым открылась истина, недостотупная остальным. Отношение к язычникам если не было явно враждебным, то пренебрежительным, они не стеснялись выражения, называя их псами и свиньями». (И.С Свеницкая.  «Ранние христианство: страницы истории».)

    1 в н.э.

    Промышленность Востока Римской империи.

    В Малой Азии было большое число крупных промышленных предприятий, входивших в объединения, которые занимались определенной отраслью промышленности, чаще всего текстильной.  Положение работников было  в Малой Азии очень своеобразным: они составляли какой-то низший класс городского населения, не обладающего правом граждан. Подобные условия встречаются и в Египте. Когда-то промышленность была в руках жрецов, при Птолемеях превратилась в  государственную промышленность. Наконец в эпоху римского господства узда государственной монополии несколько ослабла: мастерские, частично начали трудиться на себя, к работе стали привлекаться члены семь хозяина, ученики, поденщики и рабы.  (М.И.  Ростовцев:  « Общество и хозяйство в Римской империи»)

    Вторая половина 1 века.

    В Греции голод из-за недопоставки хлеба из Скифии.

    В середине 1 века греческие города в северном Причерноморье подверглись нападению даков (гетов). Это был результат войны между даками римлянами. Торговый город Ольвия (недалеко от совр. города Николаева) был почти полностью разрушен. В конце 1 века по инициативе скитских племен желающих торговать с Грецией был частично восстановлен и возобновил торговлю с греками, но уже ничем не напоминал цветущий торгово-ремесленный город. Снижение торговли с греками вызвало сбои со снабжением Греции скифским хлебом и как результат город в Греции.

    В конце 1 века, как реакция на нехватку хлеба в Малой Азии и Греции, было императорское указание Домициана о том, чтобы вкладывали средства из благотворительных фондов преимущественно в производство зерновых культур. Император Домициан издавал указ по развитию зернового хозяйства. Согласно этому указу, в Италии запрещалось закладка новых виноградников. Вдобавок приказано было уничтожить половину уже существующих насаждений.

  • Вино вместо хлеба или о причинах голода в Римской империи.
  • Церковь первых христиан. Турция. Кападокия. Подземная церковь Каймалы

  • главная