Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса Византия, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Фаза: этновзрыв. Период базовый. 5 в. н.э.

 

Бог передает христианам священное писание. Византийский барельеф из Константинополя. Музей Боди. Берлин. (Фото Лимарева В.Н.)

  • Восточная Римская империя 395г. (карта)
  • Вторжение варварских племен в Римскую Империю 4 -5 в н.э.(карта)
  • Нашествия на Европу. (5-13 век н.э.) (карта)
  • Римское государство к 476 г.н.э.(карта)
  • Вторжение варварских племен в Римскую Империю 4 -5 в н.э.(карта)
  • Распятый Христос. Деревянная африканская скульптура.(Музей религии. Санкт-Петербург. Фото Лимарева В.Н.

    5 век н.э.

    Религиозная власть в Византии в 5 веке.

    В 5 веке многие из соседних варварских племен уже приняли христианство и находились под влиянием Византии. Из многочисленных епископов наиболее выделялись епископы – Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима, которые получили в 5 веке титул патриарха (римский  и александрийские патриархи назывались также папами).

    Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним подчинялись рядовые епископы, управляющие отдельными церковными округами – епархиями; епархии, в свою очередь состояли из местных общин – приходов, во главе которых стояли священники – пресвитеры.

    Церковь, ставшая государственной религиозной организацией на территории всей империи, считала себя теперь всемирной – католической, или вселенской, церковью.  Не подчинившиеся её руководству религиозные течения и группы объявлялись еретическими, а учение их – ересью.  Еретики подвергались систематическим преследованиям и репрессиям со стороны государства.

    Росло землевладение церкви.

    Начало 5 века

    Аврелий Августин главный идеолог Византии.

    Когда идет речь о Византии, обойти личность Аврелия Августина (354-430 гг.) просто невозможно, так  как его идеи определи политику Византии, как теократического государства, власть в котором всецело принадлежала  религиозной верхушке.

    Опираясь на идеи Августина, которые он изложил в своих трудах в начале 5 века, власть строила свою внутреннею и внешнюю политику.

    Теократическое государство Византия, руководствовалось в своей деятельности следующими принципами:

    Смысл жизни в Византии это построение на земле «царства  Божьего», разрушая царство земное. Каким должен быть «Град Божий» на земле дано знать церкви через божьи откровения.

    Все дела властей церковных соответствуют Божьему промыслу. Человек со своим умом не может понять всю его глубину и не может судить о добре и зле, так как  мудрость божественная недоступна человеку.  Власть божественна, действует в соответствии с Божественным откровением, а значит добро, как и сам Бог.

    Человек же должен стремиться максимально познать Бога. Знания, которые имеют люди не верующие - большой грех, так как не являются божьим откровением.

    Язычников необходимо пробудить от сна и привести к истинной вере, к еретикам проявлять твердость, плотских терпеть, покуда они не нарушают церковные законы, упорствующих изгонять из общества (лишать земных благ).

    Долг человека – быть послушным и исполнительным орудием божественного проведения, т.е. рабом божьим. 

     

    ВИКТОРИЯ С КРЕСТОМ. ВИКТОРИЯ БЛАГОСЛАВЛЯЕТ ИМПЕРАТОРОВ. ВИЗАНТИЙСКИЕ МОНЕТЫ НАЧАЛА 5 ВЕКА. (Эрмитаж. Санкт-Петербург.  Фото Лимарева В.Н.)

  • Аврелий Августин – главный идеолог Византии (духовное рабство).

  • Вход в Кафедральный собор  4 в н.э. (бывший храм Диониса)  (Джераш. Иордания)

    Начало 5 века.

    Христиане в Восточной Римской империи.

    В руках церкви после разгрома язычников учиненного императором Феодосием, прозванным христианами Великим, скопились огромные богатства.

    Церковь стала крупнейшим землевладельцем за счет конфискации владений языческих и иудейских храмов (синагог) и дарений. Епископам не возбранялось заниматься коммерцией, чем собственно они и занимались через посредников. Ставленники церкви императоры Восточной римской империи  своими указами помогали концентрации богатств в  руках епископов. Ещё в 4 веке многие христиане, разочаровавшись в церкви, в её двуликости и  уходили в отшельники, повсеместно стали возникать монастыри. Монастыри возникали в Италии, Северной Африке, Галлии, Испании и  были  независимы  от   церковной организации.

    Начало 5 века

    Армянский алфавит.

    Армянский ученый Месроп Маштоц (361-440 гг.) на основе греческого, создал армянский алфавит. Это дало толчок развитию армянской культуры.

    401 – 411 г н.э.

    Вестготы разграбили Рим.

    Правившему за малолетнего императора Гонория в Западной Римской империи вандалу Стилихону удалось разбить вестготов, вторгшихся в Италию в районе современной Флоренции.

    Для защиты Италии Стилихон перевел из Британии и Галлии часть войск. Что было фактическим отказом Италии от защиты  территорий от  варваров  за её приделами. Было принято решение перенести резиденцию императора из Рима в окруженную болотами  Равенну (402)  на север Италии.

    Христианская мозаика 5 века. Тунис. Музей Бардо. (Фото Лимарева В.Н.)

    Вестготы напали на Галлию (современная Франция).

    Стилихон заключил с ними мир, но, опустошив Галлию,  вестготы двинулись на Италию. В 408 г Стилихон смог предотвратить их наступление, заплатив большой выкуп. Стилихон так же договорился с вестготами о  борьбе с Константинополем.

    Договор о борьбе с Константинополем вызвал возмущение прохристианского окружения императора Гонория,  Стилихон был  убит

    Договор с вестготами был расторгнут. Императором вместо Гонория  был провозглашен Константин.

    Разрыв договора с вестготами и смерть Стилихона привела к тому, что вождь вестготов Аларих возобновил наступление на Италию. Императорский двор укрылся в хорошо защищенной Равенне.

    Укрепленные римские владения в Аврике. Римская мозаика.

    Дважды вестготы пытались штурмовать Рим, в третий раз 24 августа 410 г. предатели открыли ворота Рима, и  Рим был разграблен. Неожиданно умер Аларих. Новый вождь вестготов начал переговоры с императорским двором в Равенне и поступил на службу к императорскому двору. С этого момента фактически власть в  Западной Римской империи переходит к вождям варваром.  На территории Западной Римской империи образуются Варварские королевства.

    Христианский мир воспринял с воодушевление разграбление Рима, так как сбылись «Откровений Иоанна» относительно Рима (Вавилонской блудницы).

    В один день придут на неё казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем, что силен Господь Бог, судящий её.

    Веселись об этом, небо и святыне апостолы, и пророки; ибо совершил Бог суд наш над ним. (Римом).

    (Откровения Иоанна: 18.8, 18.20)

    402 – 450 г н.э.

    Император Византии Феодосий 2.

    Император Феодосий 2 правил в смутное время, когда церковь в Византии потрясали противоречия, и варвары, опустошая Западную часть Римской империи, делали полпытки покорить и Восточную. Родился император в 401 гору и на следующий год его отец император Аркадий сделал его соправителем. Сам император Аркадий не обладай полнотой властью над Восточной Римской империей и фактически передал бразды правления профекту претория египтянину Анфемию (Антемию). После смерти императора Аркадия в 408 году Анфемий стал фактическ им правителем Восточной Римской империи, управляя от имени семилетнего императора Феодосия.

    После смерти императора Аркадия Восточная Римская Империя заключила мирный договор с Иранам и якобы по завещанию императора Аркадия шахиншах Ирана Йездигерд (Ездгерд) I стал опекуном малолетнего Феодосия.

    Монета Феодосия 2.

    Йездигерд (Ездгерд) I стал покровительствовать христианам в Иране. В 409 г. Йездигерд официально гарантировал христианам открыто отправлять культ. В 410 г. был созван христианской собор в Селевкии, объединивший христиан Ирана, главой церкви в Иране стал Епископ Селевкии и Ктесифона. Он получил титул "католикоса" и имел резиденцию в столице персидской империи. Члены собора сделали следующее заявление: "Мы все единодушно умоляем нашего Милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда». Зороастрийцы объявили Йездигерда 1 отступником.

    Под давление зороастрийцам к концу своей жизни Йездигерд 1 отстранил от себя христиан, но это не спасло его от насильственной смерти в 421 году. Был так же убит и сын Ездгерда - Шапур. В начавшейся смуте вокруг престола царя-царей победу одержал другой сын Йездигерда 1 - Вахрам, который опирался на арабское войско. Вахрам 5 проявил себя как сторонник зороастризма и подверг гонениям христиан. Христиане бежали в Восточную Римскую империи, многие были убиты арабами, находившимися на службе шахиншаха. Гонения на христиан привели к военным действиям между Ираном и Византией в 422 году, так как иранские войска вторглись в пределы Византии.

    Обострившееся положе­ние побудило несторианских епископов в Иране созвать собор, на кото­ром они отделились от греческого православия и всякой связи с визан­тийской церковью.

    В это время фактическим правителем в Византии была сестра Феодосия - Пульхерия (официально регент с 414 года).

    Сам император был склонен к научной деятельности. В 425 г. по его инициативе открылся Константинопольский университет.

    С 428 по 441 гг. большое влияние на государственное управление оказывала его жена Феодосия Евдокия, позднее — евнух Хрисафий.

    В правление Феодосия основные усилия во внешней политике были направлены на сдерживание наступающих на империю варваров и сохранение мира с Ираном.

    В 429 г. вандалы заняли большую часть византийской Северной Африки, а вождь гуннов Аттила, несмотря на примирительную политику Феодосия, в 441-43 и 447 гг. опустошил дунайские провинции империи.

    В 438 г. был издан кодекс Феодосия, собравший воедино все императорские постановления, начиная с 312 г.

    В 450 г. Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда, Феодосия Великого.

    415 г н.э.

    Фанатики сожгли библиотеку в Александрии.

    Александрийский центр эллинистического образования был разгромлен фанатиками христианами. Направил их действия патриарх Кирилл. Фанатики сожгли знаменитую библиотеку. Избиению подверглись ученые. Была зверски убита   женщина-математик Гипотия.

    Остатки Византийского храма в Дельфах.  (Греция. Фото Лимарева В.Н.)

    419 г н.э.

    Утвержден список  книг Нового завета.

    На соборе в Карфагене был окончательно утвержден список книг  Нового завета. Все не вошедшие в этот список книги должны уничтожаться. Эти книги запрещалось читать даже дома.  Появилась система доносчиков, которые докладывали о нерадивых  чиновникам.

    428 г н.э.

    Армения получает широкую автономию в составе Сасанидского государства.

    В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 году персидский царь   Варахране  5  обратил Армению в провинцию Сасанидского государства. С низвержением Арташеса был положен конец Аршакидской династии в Армении.

    Персы предоставили Армении значительную автономию. Должности главнокомандующего и чиновника отвечающего за сбор налогов  оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви).

    431 г н.э.

    Поцелуй Иуды. (Турция. Кападокия.Церковь Каранлык.)

    Четвертый Вселенский собор в Эфесе.

    Вселенский собор в основном собрался для того чтобы осудить ересь патриарха константинопольского Нестория.

    «Несторий поставил под сомнение вопрос о «богочеловечести» Христа, разделив его человеческое и божественное существование. Согласно его учению, Христос – человек, на которого сошел божественный разум, пребывавший в нем некоторое время и покинувший его тело ещё до крестных страданий, кончины. Подлинным богом Христос стал лишь после нее. Таким образом, дева Мария оказывается не является «богородицей», родившей богочеловека Христа, а обыкновенной смертной, христороженицей. Против Нестора решительно выступило египетское духовенство, и на соборе в 431 году его учение было объявлено ересью».

    ( Г.Л.Курбатов и др. Христианство:  «Античность, Византия, Древняя Русь»)

     

    Что ересь, что не является ересью, решилось путем голосования. Причина осуждения Нестория заключается в том, что образованных людей среди духовенства становилось все меньше и меньше. Христианство, родившееся среди иудеев, которые были самыми образованными людьми в этот исторический период, передало эстафету  стоящим наиболее низком уровне развития народам.

    441-448 г н.э.

    Нашествие гуннов на Византию.

    В 441-443 и 447 гг. гунны опустошали придунайские провинции Византии. Были разрушены города в  Иллирии и Фракии. Большие области Византии вошла в  государство образованное вождем гуннов Аттилой. Византийцы были покупать  мир с гуннами откупом от кочевников. Византия признала государство гуннов ,и направила в 448 году к  гуннам посольство.

    442-457 г н.э.

    Восстание в Армении.

     

    До 442 года между Ираном и Византией были непрекращающиеся военный действия.

    В 442 году  Иран нормализовал отношение с Византией.

    Шахиншах Йездигерда 2 принял решение укрепить позиции центральной власти в Закавказье.  Шахиншах отменил широкую автономию в Армении и   стал укреплять позиции зороастризма в Армении и  на  подвластных персам территориях в Иберии (Картли) и Албании.  В частности функции «великого судьи», исполнявшиеся армянским католикосом» возложил на верховного жреца персов. Попытка ликвидации института  христианской церкви в Армении привела к восстанию. Восстание  в начале 50 годов 5 века возглавил Вардан Мимиконян, армия которого насчитывала  66 тысяч воинов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии, однако византийский император Маркиан (450—457) не только не оказал поддержки, но и сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. В решающей битве  между персами и армянами 26 мая 451 года на  Аварайрской равнине персидские войска одержали победу, вождь  армян Вардан погиб, но сопротивление продолжалась, и персы были вынуждены  приостановить искоренение христианства. Шахиншах в конце 50 годов  разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство. Не смотря на это, борьба армян  с персами продолжалась весь период правления Йездигерда 2. Эти войны привели к опустошению Армении и Албании.

    Каперель христинской церкви. Армения. Изготовлена до 9 века.  (Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    450- 457 г н.э.

    Император Византии Маркиан.

    После смерти императора Феодосия II Флавия на охоте (10.4.401). Императором стал Маркиан - сын простого война. Формально он стал мужем Пульхерии. Вступив на престол, Маркиан отказался платить дань гуннам. Во время его правления работал в 451 году в Халкидоне Вселенский собор осудивший монофизитов.

    451 г н.э.

    Пятый Вселенский собор в Халкидонии.

    Это был самый многолюдный собор древности: присутствовало 350 епископов, председательствовали чиновники императора. Собор закрепил главенствующее положение в византийской церкви константинопольской епархии. Был создан Константинопольский патриархат, включающий в себе епархии Малой Азии и восточной части Балкан. Собор признал главенство Константинопольской епархии над другими церквями. Вселенский собор (8 октября по 1 ноября 451 г.) осудил ересь монофизитов, которые утверждали, что происходит поглощение человеческого начала божественным при воплощении их в Христе.

    На соборе была определена практика избрания епископов. Была  закреплена практика распределения доходов церкви.

    Остатки Византийской церкви 6 века. Эрмитаж. (Фото Лимарева в.Н.)

    На Вселенском Халкидонском соборе  было принято решение относительно монастырей. Монастыри потеряли свою независимость, они стали частью церковной организации и должны были   подчиняться  епископом того района, где расположены. 

    Монахам, согласно постановлению собора, запрещалось основывать новые обители, покидать монастыри без разрешения игуменов и вмешиваться в общественные дела.

    На этом соборе была осуждена копская (монофизическая)  церковь в Египте.

    Собором было фактически подтверждено, что монофизическая церковь в Александрии возглавляемая Петром Монгом и Римская церковь не контролируется Константинополем.

  • Первые христианские монастыри в Византии (4 - 5 век).

  • 457-474 г н.э.

    Император Византии Лев 1 Маркелла.

    Император Лев 1 был низкого происхождения, для поднятия его авторитета, впервые произошло венчание на царствование константиновольским патриархом. Льву 1 лично возглавил управление войсками и ему удалось организовать оборону от вторжения варваров (германцев, гуннов) в районах подвластных ему.

    468 - 469 г н.э.

    Поражение гуннов от византийцев.

    После пораженная от германских племен, часть гуннов напала на Византию, но была разбита византийскими войсками.

     Иисус Христос и ангелы. Раннехристианский барильеф. Музей Боди. Берлин. (Фото Лимарева В.Н.)

    474- 491 г н.э.

    Император Византии Зинон.

    После смерти императора Льва 1 в 474 году престол перешел к болезненному императору Льву 2, за которого правит отец Зинон. Император Лев 2 умирает в 467 году, и императорский престол переходит к Зинону. Против Зинона организует восстание его родственник фракиец Василиск в 475 году. Зинон спасаться бегством. Василиск отменяет решение собора в Халкидонии (451 г), что приводит его к конфликту с духовенством. Василикса и его родственники берут под стражу, а затем убивают, а Зинон возвращается на престол. В 479 новая попытка устранить Зинона от власти предпринимает дальний родственник Зинона - Маркиан, но неудачно; Маркиан подвергается аресту и ссылки, ссылаются и другие заговорщики. Зинон умирает от эпилепсии в 491 году.

    474-491 г н.э.

    Гонение на евреев  при императоре Зеноне. Восстание самаритян.

    Многочисленные общины иудеев и самаритян  в конце  5 века продолжали существовать в Сирии и Палестине. При императоре Зеноне началось наступление на еврейские и самарийские общины. Отношение к евреям императора Зенона характеризует следующий исторический факт. Когда  императору доложили, что в Антиохии (Сирия) христиане подожгли синагогу, убивали евреев и их трупы бросали в огонь, он воскликнул: «Их следовало бросать в костер живыми». 

    Самаритяне в Сирии и Палестине восстали. Они закрепились на горе Гаризим в 484 году, затем захватили сирийский город Неаполь и Кесарию. Самаритяне объявили своим царем Юстуса и держались до 486 года. В 486 году мятеж был подавлен, властями конфисковали имущество самаритян, а на горе Гаризим постояли церковь.

    476-491 г н.э.

    Эдикт о союзе.

     

    В правление императора Восточной римской империи  (Византии) Зенона  продолжался раскол церкви. В Египте, Армении, Месопотамии, Эфиопии, а так же Риме, и Варварских королевствах  верх взяли отступники от решений Никейского собора. Эти церкви не подчинялись Константинополю.

    Церковь Крестителя. Иордания.

    Император Зенон (476-491) годы пытался решить единство церкви декретом (эдикт о союзе), но он  не имел существенных последствий.

    481-484 г н.э.

    Восстание в Закавказье. Нварсакский договор.

    Борьба Пероза с эфталитами истощила персидскую казну. Было увеличенное налоговое бремя на подвластные Ирану территории в Закавказье (Армения, Иберия, Албания).  Восставшие армяне изгнали персов из пределов Армении; они разбили в 481 году персидские войска около селения Акори, а затем вторично нанесли им поражение в 482 году. Царь Картли (Иберии) Вахтанг Горгасар возглавил восстание против персов в 483—484 годах и  имел определенные успехи против персидского войска. После прихода к власти в 484 году шахиншах Валарш обнаружил, что многочисленные войны опустошили иранскую казну, и это обстоятельство вынудило его заключить Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.

    Были так же восстановлены привилегии албанской знати, и была объявлена свобода верования. Сасаниды обязывались не навязывать христианам зороавстризм, а христиане не должны были обращать в свою веру огнепоклонников.

    484-499 г н.э.

    Христианская церковь в Иране становится несторианской.

    В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское вероисповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской церковью. В 499 году образовалась несторианская церковь, которая существует до настоящего времени.

    Фрагмент раннехристианского барельефа.  Музей Боди. Берлин. (Фото Лимарева В.Н.)

    488-490  г н.э.

     

    Война Одоакра с остготами.

     

    Подстрекаемые Византией, остготы вторглись в приделы Италии с целью присоединить Италию к своему королевству, которое, после распада государства гуннов, образовалось в Придунайских областях. Но правителю остготов Теодориху не удалось одержать решающую победу над войсками Одоакра. Теодориху удалось сначала разбить Одоакра при Сонции, затем нанести второе поражение близ Вероны (489). На той или иной стороне сражались многие германские племена. Бургунды поддерживали Одоакра, Теодориха поддерживали вестготы. В августе 490 г. Одоакр проиграл и третью битву, и укрылся в Равенне, где выдержал продолжительную осаду. В 493 г Теодорих встретился с Одоакаром для заключения договора о границах между государствами. На пиру войны Теодориха неожиданно напали на Одоакра и убили его. После расправы со сторонниками Одоакра остготы заняли Италию. Византия сразу признала Теодориха правителем Восточной Римской империи и ему были отосланы императорские знаки, отосланные ранее в 467 году Одакаром в Византию. В свою очередь, формально, Теодорих считал, что его государство является частью Византии. На монетах Теодорих чеканил изображение византийских императоров, на всех публичных надписях ставил имя императора Византии первым, а свое ставил позади и т.д.

    491-518 г н.э.

    Византийский император Анастасий.

    Во время его правления в Европейской части Византийской империи, стали вторгаться славянские племена, императору удалось остановить их передвижение. В начале 6 века (502-506 г) велись войны с Персией не принесшие успехи ни одной из сторон.

    Конец 5  –начало 6 века.

    Кризис  Византийской империи в конце 5 –начале 6 века.

    В конце 6 века куриальная экономическая  система довела Византию до то, что Византия находилась на гране краха: уменьшался доход в казну, власти увеличивали налоговый гнет. Опасаясь недовольства и восстания городов, Император Афанасий в конце 5 века отменил денежный налог с горожан, переложив его на крестьян. Он  повысил налог с крестьян  на содержание государственного аппарата.

    На различные государственные повинности  привлекали женщин и детей. По словам писателя 6 века Иоанна Лида, при перевозке зерна  из провинции в порты империи  « дорога была усыпана трупами женщин и детей, умерших при лишении  при выполнении этой повинности».

    Фрагмент раннехристианского барельефа.  Музей Боди. Берлин. (Фото Лимарева В.Н.)

    Разоренные куриалы все более отстранялись от сбора податей, стали отдавать на откуп  чиновникам, и торгово-ростовщической верхушке городов.  Сами стремились  в город, где взятки открывали им доступ в государственный аппарат  императора.

    В 5-6 веках  массовый характер приняло бегство рабов и колонов от господ. Законодательство Византии сурово наказывало рабов за это:  их клеймили, отправляли работать на рудниках, подвергали другим наказаниям, но это не помогало.

    В конце 4 начале 5 века прокатилось ряд росстаней в Византии. Восставали наемные солдаты рабы, колонны. Были религиозные волнения и столкновения приверженцев разных религиозных течений. Еретические учения служили определенной формой протеста против властей.  В начале 6 века народные волнения были подавлены. Официальная церковь укрепила свои позиции. Константинопольский патриарх занял господствующие положение в Византии.  Влияние церковных властей привело к уменьшению напряженности в обществе.

    Римский ипподром. (Джейраш. Иордания.)

  • главная