Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса Византия, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Фаза: предпосылки: 4 в. н.э.

Распятие. Швеция. Фото Лимарева В.Н.

  • Восточная Римская империя 395г. (карта)
  • Вторжение варварских племен в Римскую Империю 4 -5 в н.э.(карта)
  • Римская империя 306-337 г. н.э. (При императоре Константине.)
  • Распространение христианства к началу 4 века.(карта)
  • План Константинополя 4 век.(карта)


  • Куриалы или государство в духе Диоклетиана было "принудительным насилием".
  • 303 - 311 г н.э.

    Гонения на христиан.

    В 303 и 304 годах было выпущено четыре эдикта против христиан, согласно которых было запрещено оправление христианского культа. Имущество христиан было конфисковано. Каждый христианин обязан был отречься от своей веры и принести жертвы языческим богам. Гонения сопровождались заточением в тюрьму епископов. Особо упорствующие подвергались смертной казни.  Христианство было обезглавлено.

  • Магнитский монастырь - место, где хранятся мощи Святого Георгия.

  • Римские катакомпы, где скрывались христиане.

    1 мая 305 г н.э.

    Диоклетиан. (Медальон римского времени.)

    Августы Диоклетиан  и Максимиан отказываются от властных полномочий.

    Диоклетиан в Никомедии и Максимиан в Милане в торжественной обстановке  передали свои властные полномочия новым августам, устранившись от власти.

    Новыми августами были провозглашены.

    Гай Галерий – для восточной половины Империи

    Римские предметы быта. (Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    Констанций Хлор – для западной половины империи.

    Новые августы избрали себе заместителей цезарей.

    Статуя Рома (основателя Рима) в храме. (Медная римская монета примерно 305 года. Эрмитаж Фото Лимарева В.Н.)

    306 г н.э.

    Провозглашение императором Константина.

    В 306 году во время похода против северных племен в Британии неожиданно умер Констанций Хлор. Войска провозгласили императором и цезарем его сына Флавия Валерия Константина – смелого рассудительно командира. Август Галерий был вынужден согласиться с мнением западной армии.

    306 г н.э.

    Образования копской церкви.

    В Нижнем Египте  в момент  некоторого ослабления гонения на христиан, епископ Мелетий выступил с осуждением тех, кто не устоял во время гонения, он потребовал отстранить от богослужения епископов вступивших с соглашение с властями. Он и его единомышленники отказались от употребления греческого языка и  перевели христианские тексты на копский язык. Образовалась обособленная христианская община, которая существует до настоящего времени.

    30 апреля 311 г н.э.

    Римская идилия. Худ. Семирандский 19 век.

    Эдикт Галерия о веротерпимости.

    Август Галерий  издал эдикт о веротерпимости по отношению к христианству.

    306- 312 г н.э.

    Борьба за власть между римскими императорами.

    Между августами и цезарями в Римской империи началась междоусобная борьба за власть. Победителями в борьбе вышли  Лициан и Константин. В качестве старшего августа был признан Константин.

    Константин стал править на Западе Империи, Лициан на Востоке Римской Империи.

    Как утверждают некоторые историки, победу Константин  одержал благодаря лояльности к христианам. Согласно легенде, Бог в борьбе за власть был на его стороне. Перед решающий битвой, он якобы увидел крест с начертанными словами: «Сим победиши».

     313- 314 г н.э.

     Миланский эдикт.

    Константин и Лициний в Милане опубликовали распоряжение о свободе вероисповедования христианского учения. Христиане стали пользоваться теми же правами, что и представители других религий. Христианская элита подтвердила свою лояльность власти. Через некоторое время синод эпископов, пригрозил отлучением от церкви тем солдатам, которые дезертировали из армии и некоторые дезертиры были наказаны.

    319 г н.э.

    Юпитер на троне. (Золотая римская монета примерно 320 года. Эрмитаж Фото Лимарева В.Н.)

    Наступление на язычество.

    Введены некоторые ограничение на деятельность язычников. Было запрещено гадание на внутренностях животных.

    321 г н.э.

    Воскресенье христово.

    Воскресенье стало официально именоваться «днем Господа», праздничным днем  и днем отдыха.

    322 г н.э.

     Монастырь на берегу Нила.

    Пейзаж в римском поместье. 4 век. (Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    Отшельник Пахомий в Фиваиде на берегу Нила основал монастырь (обитель) для киновии (совместной жизни). Он составил краткие «Правила». Много в первом монашеском уставе посвящено мистическим упражнениям  - борьбе с демонами, которые пытаются склонить к злу борца за христианство.

    323 г н.э.

    Дихотомия.

    Придворный епископ Евгений Кесарийский в сочинении «Евангельское предпочтение» провозгласил, что церковь установила два разных правила поведения для верующих.

    1. Для тех, кто стремиться к высшим религиозным добродетелям рекомендуется целомудрие, безбрачие, отказ от богатства, аскетизм и полное посвящение себя службе Богу. То есть сочинением определил поведение монахов.

    2. Для тех, кто не изменил привычного образа жизни, т.е. связан семейными узами, выполнением гражданского и военного долга менее жесткие регламентирующие поведение требования.

  • Первые христианские монастыри в Византии (4 - 5 век).

  • Святой Константин. Икона 19 века.(Санкт-Петербург. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.)

    324 г н.э.

    Константин единоличный правитель Империи.

    Помогая Лицинию отразить нашествие готов на Фракию, Константин ввел во Фракию свои войска. После разгрома готов он решил присоединить Фракию к Западной Империи, чему воспротивился Лициний - это привело к войне между августами. Войска Лициния были разбиты. Лициний был сослан в г. Фессалоники, а затем убит. До своей смерти 337 г Константин правил Империей вмести со своими сыновьями. Константин выпустил ряд указов о поддержке христиан. Отобранное у общин имущество было возвращено общинникам. Общинам была оказана материальная поддержка государства.  Общины были освобождены от уплаты налогов. Иудеем было категорически запрещено побивать камнями тех из них, которые обратились в христианство. Проведенная Константином финансовая реформа позволила улучшить экономическую жизнь государства.

    В то же время Константин покровительствовал и языческим религиям. Он возложил на себя традиционные обязанности «верховного жреца».

    Согласно христианским источником, якобы Константин перед смертью крестился и стал христианином.

    324- 330 г н.э.

    Новая столица империи – Константинополь.

    На месте греческой колонии Византий, Константин построил новый город Константинополь. Закладка города была в 324 г. Освещен город был в 330 г. При его освещении участвовали как языческие жрецы, так и христианское духовенство. Был построен великолепный императорский дворец. Для его украшения из различных мест Греции были собраны лучшие произведения искусства. В городе были сооружены термы, библиотека, большой ипподром. Огромная статуя Гелиоса изображала самого Константина.

    В Константинополе был учрежден сенат: здесь находился один из почетных консулов. Египетский хлеб стал поступать в новую столицу, а не в Рим.

    325 г н.э.

    Собор в Никее.

    На соборе собрались представители различных христианских церквей, более 300 епископов из Восточной части Римской империи и семь делегатов от Западной Римской империи. Собор принял краткий догмат христианства, так называемый "Никейский символ веры". Было признан, предложенный Афанасием Александрийским догмат, что сын божий является единосущным отцу. Большинство, благодаря позиции представителей Александрийской богословской школы,  высказалось против Ария.

    Арий утверждал, что в божественной троице (отец, сын и святой дух) только бог-отец является вечным. Первым творением его был сын, а творением сына был святой Дух.

    Константин утвердил решение собора, и Арий был сослан в Иллирию, ряд его сторонников сослали в Галлию. Что привело к распространению арианства в Западной Римской Империи.

  • Ариане.
  • Первый вселенский собор в Никеи.(Икона 19 века. Санкт-Петербург. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    «Никейский собор сыграл значительную роль в оформлении официальной идеологии христианской церкви: на нем была принята идеология христианской церкви. Был принят Никейский символ веры: краткое изложени6е  основных принципов христианского вероучения. Епископы Рима, Александрии и Антиохии были объявлены патриархами. Первые два получили почетный титул «папы».  В последствие патриархами  были объявлены епископ Иерусалима и епископ Константинополя».

    («История Древнего мира. Греция и Рим», учебник под ред. А.Г. Бокщанина.)

    «Чтобы способствовать экономическому развитию христианских общин, Константин издал указ, по которому часть доходов в каждой провинции должна передаваться для нужд христианской церкви Он признал духовенство самостоятельным сословием  и наделил его привилегиями.  Например, оно получило право собственного суда во всех религиозных делах, было освобождено от податей и налогов, а так же от военной службы».

    (К.Ф.Беккера:  «История Древнего мира»)

    326 г н.э.

    Антихристианский бунт.

    По Риму поползли слухи, что Константин отказался принести жертву в храме Юпитера на Капитолийском холме. Возбужденная толпа двинулась к воздвигнутой  императору Константину статуе с жезлом в виде креста. Статую сбросили на землю.

    324 -337 г н.э.

    Реформы императора Константина.

    Константин разделил Империю на четыре префектуры: Восток, Иллирия, Италия, Галлия. Во главе префектур были поставлены префекты преторий. Префектуры делились на провинции. Гражданская власть была отделена от военной. Префекты преторий были гражданскими должностями. Колонов закреплялись за определенными участками земли. Они не  имели права ее покинуть без разрешения землевладельца. Ремесленников закрепили за их коллегиями.

    324 -337 г н.э.

    Строительство Софийского собора.

    На рыночной площади Августеон был построен христианский собор, далее получивший название Софийския собор. До нас собор не дошел в первоначальном вид. Он горел в 401, 415 году и во время восстания Ники в 532 году был сожжен восставшими, на его месте императором Юстинианом был возведен новый.

    337 г н.э.

    Междоусобная война в Римской Империи.

    По завещанию Константина Великого империю разделили между тремя его сыновьями: Константином, Константом и Констанцием и между двумя племянниками. В междоусобной войне, которая вспыхнула после смерти императора, племянники были убиты практически сразу вместе со многими другими родственниками. Константин был убит взбунтовавшимися войсками в Константинополе, подстрекаемыми Констанцием.

    Хризма. Медная монета Констация.(Примерно 340г. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    После этого империя была разделена на две части.

    Восточной правил Констанций.

    Западной правил Констант.

    350-351 г н.э.

    Магнеций объявляет себя императором.

    Войска объявили императором военноначальника Магнеция. Констант был вынужден вступить с ним в борьбу, и был убит. Констанций направил войска в Западную часть Римской империи и  разбил войска Магнеция. Магнеций был убит и Констанций стал единоличным правителем в Империи.

    Середина 4 века.

    Борьба внутри христианской церкви.

    В середине четвертого века усилились центробежные силы в церкви. Повсеместно шла борьба между странниками умершего в 336 году Ария и сторонниками Афанасия. Возникали новые толкования священного писания и выдвигались новые символы веры.

    Брали верх то одни епископы, то другие. Местные синоды следовали одни за другими. Проигравшие битву  епископы отлучались от церкви, и ссылались.

    Вторая половина 4 века.

    Христианское красноречие и христианская литература.

    Догматические споры были внешним толчком, способствовавшим развитию христианского ораторского искусства. Сам проповедник Арий был хорошим оратором и поэтом. Противник его епископ Александрийский Афанасий  (295-373 гг.) в своих речах использует античные образцы.

    Исключительным красноречием обладал и Каппадокский Василий Великий (331-379) . Проповеди и письма его отмечены оригинальностью построения и живостью языка.

    Блестящим христианским оратором был епископ Константинопольский Иоанн, прозванный в последствие Златоустом (345-407). Проповеди Иоанна, в духе поздних софистов,  вызывали недовольство среди духовенства, но пользовались широкой популярностью.

    Развитие получила и религиозная литература. 

    Это Фирмиан Лактанций:  «Божественные установления» и многие другие произведения.

     В приписываемой Лактанцию работе:   «О смерти гонителей», доказывается, что все, кто преследовал христиан, умерли мучительной смертью.

    Произведения этого времени касались разнообразных религиозных вопросов.

    Это толкование канонических книг, религиозные поучения…

    Особым вниманием пользовались труды Аврелия Августина (354-430)

     

    Блюдо с изображекнием Констация. (Середина 4 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    351-361 г н.э.

    Религиозная политика императора Констанция.

    Христианская церковь на месте римской бани. Собор св. Дмитрия (Греция Салоники. Фото Лимарева В.Н.)

    Констанций проявлял интерес к языческой старине. Язычники не преследовались в Римской империи. Сам он был убежденным арианцем. Арианская ветвь христианства при нем получила преобладание. Ярый противник арианства Афанасий,  был выслан из Константинополя. Религиозные споры между арианцами и никейцами доходили до кровавых побоищ.

    360 -361 г н.э.

    Конфликт между Констанцием и Юлианом.

    Персы под предводительством персидского царя Шапура 3  вторглись в приделы Восточной Римской империи, и Констанций для войны с персами потребовал переброски  армии Юлиана на Восток.  Это вызвало возмущение в войсках Юлиана, восставшие войска объявили Юлиана августом. Конфликт должен был разрешиться кровопролитием, но при подготовке Констанцием войск для войны с Юлианом, он неожиданно умер. И Юлиан стал единоличным правителем в Империи.

    361 -363 г н.э.

    Правление Юлиана Великого (Отступника).

    Юлиан поставил своей целью восстановить господствующее положение языческой религии, которую он реформировал, заимствовав у христиан стройную церковную

    организацию.  Разрушенные языческие храмы стили восстанавливать и им возвращалась конфискованная земля. Он провозгласил терпимость ко всем религиям. Правда, христиане лишились многих привилегий. Юлиан обвинил христиан  в том, что епископы, получив право беспрепятственного перемещения на дорогах, своими постоянными переездами ухудшили транспортное сообщение в Империи.

    Картина в римском публичном доме. (Эрмитаж Фото Лимарева В.Н.)

    Юлиан был широко образованный человек, философ-неоплатоник по убеждению и пользовался поддержкой интеллектуальной элитой городского населения Греции.

    Юлиан создал профессиональное языческое духовенство, организованное главным образом из философов.

    Один из самых образованных людей своего времени Юлиан  хорошо знал христианскую литературу. Им был написан трактат, осуждающий аморальность христианства. Этот труд вызвал ярость епископов и его повсеместно уничтожали фанатики-христиане, поэтому он не дошел до современного читателя.

    Возобновились, не смотря на объявленную веротерпимость Юлиана, преследования христиан.

    Слухи об этих единичных случаях распространялись, намерено искажались и служили для подстрекания верующий на борьбу с властью.

    Увлечение философией оттолкнуло Юлиана необразованные  народные массы. Люди с низким интеллектом стали опорой никейских епископов.

    В этих условиях верх в христианском мире стали брать сторонники Афанасия (никейцы).

    Образованные люди римской империи называли его «великим», у христиан он получил прозвище «отступник». Юлиане организовал поход против персов. Во время неудачной осады персидской столицы Ктесифона он был тяжело ранен и умер.

    Украшения на римских предметах быта. (Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    363 г н.э.

    Император Валент. Монета.

    Императоры христиане.

    После смерти Юлиана императором был провозглашен Иовиан.

    Иовиану пришлось признать поражение от персов и уступить по мирному договору Армению и земли в Месопотамии.

    Иовиан был христианином, поэтому сразу же отменил постановления Юлиана. Он умер через пол года после провозглашения императором.

    Войска провозгласили императором Флавия Валентиниана, объявившего соправителем своего брата Флавия Валента.

    Валентиниан стал править на западе и жил в Милане.

    Валента – управлять восточной половиной Империи и жить в Константинополе.

    Римское поместье в Африке. Мозаика рисмкого времени.

    365 -366 н.э.

    Восстание Прокопия.

    Прокопий, племянник Юлиана, провозгласил продолжение политики Юлиана. Ему удалось захватить Константинополь, однако силы поддерживающие христиан смогли в 366 г разбить войско Прокопия во Фракии. Прокопий был схвачен и казнен.

    366 -369 н.э.

    Война с готами.

    Некоторые готские отряды принимали участие в гражданской войне на стороне Прокопия. Император Валенту удалось разбить войско готов и закончить выгодный для Константинополя мир. Валент разрешил готам поселиться в пределах римской империи, и обязал готов служить в качестве вспомогательных отрядов в Римской армии. Валент благосклонно относился в арианам.

    Валентиниан 1

    375 г н.э.

    Смерть Валентиана 1.

    После смерти императора Валентиана 1,  в 375 г. западным правителем стал Грациан.

    379 г н.э.

    Назначение Грациана соправителем Феодосия.

    Для борьбы с вестготами в Восточной части Империи Грациан назначил соправителем своего лучшего полководца испанца Феодосия.

    379- 382 г н.э.

    Готы переходят на службу в Императорские войска.

    Новый император Феодосий предпринял энергичные меры для войны с вестготами, благодаря рекрутскому набору  укрепил армию. Затем, вступив в переговоры с вестготами,  добился мира. Вестготам было разрешено поселиться в Мезии и Фракии, Иллерике. Они стали частью войск императора. Им стали выплачивать жалованье из казны, освободили от налогов, они получали из государственных складов военное снаряжение.  Феодосий разрешил вестготам  справлять христианские обряды по арианским канонам (вестготы были ариане) и подчиняться своим племенным вождям.

    380 г н.э.

    Вердикт Феодосия о вере.

    В своем вердикте о вере он обязал всех граждан исповедовать христианство в никийского направления. Арианство было объявлено ересью, оно подверглось гонениями наряду с язычеством.

    381 г н.э.

    Второй вселенский собор.

    Собор  поведен был в Константинополе. На соборе были  утверждены никейские символы христианской веры и около двадцати канонов, или дисциплинарных и богослужебных правил. Арианство было осуждено. Было запрещено перемещение священников и епископов из одной епархии в другую. Собор запрещал поручать руководство обрядами новообращенным, раскаявшимся и евнухам. Определено время празднования пасхи.

    382- 387 г н.э.

    Император Магма Максима.

    Виктория (богиня победы) рисует хризму (христианский знак).(Медная монета примерно 385 год. Эрмитаж.  Фото Лимарева В.Н.)

    После убийства на Западе императора Грациана в 382 г  власть захватил Магма Максим, который правил независимо от Восточной Римской Империи.

    387-392 г н.э.

    Император Валентиниан 2

    Пытаясь удержать под своей властью Западную Римскую Империю, Феодосий направил войска против Магнама Максима и разбил его войско  и назначил императором Западной Римской империи своего ставленника Валентиниана 2. Валентиниан был слабым правителем и фактически делами в западной империи управлял командующий гальской армией  франк Арбогаст.

    392-394 г н.э.

    Император Флавий Евгений.

    Арбогаст, при поддержке местной элиты, сместил ставленника Восточной Римской империи (Византии) Валентиниана 2 и  императором был провозглашен Флавий Евгений.

    Император Евгений  попытался продолжить религиозную политику Юлиана, создать симбиоз между язычеством и христианством. В  сенате была установлена статуя Победы, стали возвращаться к традиционным римские празднованиям.

    Ангел с карающим мечем.( Санкт-Петербург.  Инженерный замок. Фото Лимарева В.Н.)

    394-395 г н.э.

    Феодосий  устанавливает контроль над Западной Римской Империей.

    Феодосий направил свою Армию против Западной Римской Империи, и ему удалось  разбить армию императора Евгения и включить её в состав Византии.

    Он не стал назначать в Западной части империи соправителя и правил единолично.

    392-395 г н.э.

    Уничтожение античности Феодосием в Византии.

    По приказу Феодосия языческие храмы разрушались, статуи римских богов разбивались, языческие обряды запрещались под страхом смерти.

    В 393 г были произведены последние олимпийские игры. После их проведения все олимпийские сооружения и храмы были разрушены.

    При этом Феодосий проявлял исключительную жестокость. Некоторые города, как Фессалоники,  во имя устрашения, подверглись избиению. Мстя за смерть императорского военноначальника, Феодосий собрал в цирке, якобы для просмотра игр, элиту города Фессалоники, окружил цирк солдатами, и по его приказу было изрублено 7 тысяч человек.

    Феодосий назван христианами «великим», хотя если следовать истине, то его нужно было назвать - кровавым.

    395 г н.э.

    Смерть Феодосия.

    Согласно завещанию, Феодосий разделил империю между своими сыновьями. Младшему одиннадцатилетнему Гонорию - досталась западная часть Римской Империи, а восемнадцатилетний Аркадий - стал правителем восточной части Империи.  Вандалу Стилихону удалось взять опеку над малолетним императором Гонорием. Он женил его на своей приемной дочери и фактически устранил от власти. Правил он без оглядки на Константинополь.  С этого момента многие историки считают, что произошло фактическое разделение Римской Империи на два самостоятельных государства.

  • Восточная Римская империя 395г. (карта)
  • Фрагмент картины страшного суда. (Санкт-Петербург. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.)

  • главная