Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Греческая литература и философия во 2 веке.



Всплеск  литературной деятельности ученых и писателей во втором веке в Греции  не является  чем-то неожиданным,  исходя из понимания того, что деятельность новых религиозно-философских течений происходила именно в греческом мире.

Греки  же в это время составляли большую часть нееврейского контингента христианских общин.

Антер.  Греческая статуэтка. Конец 1 тыс. до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева в.Н.

Состав христианских общин изменялся постепенно в  культурном отношении. В христианские общины стали приходить представители греческой интеллигенции, а  греческое население было в это время самым образованным населением Римской империю.  Философы, учителя, риторы, стремились, при становлении новой религии,  использовать отдельные положения греческой философии. Они  стремились примерить иудейскую теологию с принципами греческой философии.  Эти попытки привели к  новому течению гностицизму, от греческого слова  гносис (знания).  Эти философы пытались в иудейскую религию внести рациональное зерно при объяснении  природных явлений, используя накопленные знания. Существующее зло в мире рассматривали в сфере творения и  судьб человека. Каждый философ – гностик был индивидуален и выдвигал свои философские доктрины.   При этом одни гностики считали других гностиков ложными гностиками. До нас дошли отрывки произведений гностиков, и эти отрывки не создают объективную картину об учении отдельного  гностика-индивидуалиста,  в современной литературе мы оцениваем их по штампам, которые прикрепили  к ним исследователи христианства.

Несомненно, среди гностиков было много выдающийся личностей, выдвигавших передовые идеи для своего времени,  не понятых в свое время народом и властями и канувших в безызвестность.

Известным гностиком являлся Симон Маг. Суть учения Симона сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себе  как Разум. Разум создает  Мысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов  и силы, создающие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своими творениями, она находится в плену  у них в нижнем мире, мире зла, необходимо освободить мысль из этого плена.

(Весьма трезвые суждения, они где-то перекликаются с учением Аристотеля, востребованного  и понятого европейскими  учеными-философами  средневековья.  Как причудливо бы изменилась религия, прими иудеи и греки это учение за основу. Если бы принято за основу это христианское учение,  мы бы сейчас занимались реальными задачами по переустройству мира в соответствии с Божественной Мыслью. Но  учение Симона  Мага далеко опережало свое время, и не было востребовано народом. )

Другие  греческие  писатели этого времени  известны в истории литературы  как течение второй софистики. Они вернулись к старым античным образцам в области красноречия.  Ораторы собирали аудиторию, чтобы продемонстрировать ей своё риторическое искусство. К  этой школе принадлежат Дион Христос, а так же Элий Аристид. Третий известный нам представитель  второй софистики - Лукаан (около 120-180 гг.) сочетал в своем лице ритора  и одного из крупнейших греческих писателей-сатириков.  Энгельс называл Лукаана  - «Вольтером античности» Лукиан показал себя скептиком в религиозных вопросах.  В своих  «Диалогах богов»  он иронизировал  над традиционными верованиями, в других работах высмеивал модные восточные культы. Лукиан так же сатирически изображал представителей своей профессии – риторов, философов.

Третьи греческие писатели были стоиками. Стоики стремились в Рим, где они могли найти понимание у местной знати. Стоикам ведь был император Марк Аврелий.

  • главная