Лимарев В.Н.
Греческая литература и философия во 2
веке.
Греки же в это время составляли большую часть нееврейского контингента христианских общин.
Состав христианских общин изменялся постепенно в культурном отношении. В христианские общины стали приходить представители греческой интеллигенции, а греческое население было в это время самым образованным населением Римской империю. Философы, учителя, риторы, стремились, при становлении новой религии, использовать отдельные положения греческой философии. Они стремились примерить иудейскую теологию с принципами греческой философии. Эти попытки привели к новому течению гностицизму, от греческого слова гносис (знания). Эти философы пытались в иудейскую религию внести рациональное зерно при объяснении природных явлений, используя накопленные знания. Существующее зло в мире рассматривали в сфере творения и судьб человека. Каждый философ – гностик был индивидуален и выдвигал свои философские доктрины. При этом одни гностики считали других гностиков ложными гностиками. До нас дошли отрывки произведений гностиков, и эти отрывки не создают объективную картину об учении отдельного гностика-индивидуалиста, в современной литературе мы оцениваем их по штампам, которые прикрепили к ним исследователи христианства.
Несомненно, среди гностиков было много выдающийся личностей, выдвигавших передовые идеи для своего времени, не понятых в свое время народом и властями и канувших в безызвестность.
Известным гностиком являлся Симон Маг. Суть учения Симона сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себе как Разум. Разум создает Мысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы, создающие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своими творениями, она находится в плену у них в нижнем мире, мире зла, необходимо освободить мысль из этого плена.
(Весьма трезвые суждения, они где-то перекликаются с учением Аристотеля, востребованного и понятого европейскими учеными-философами средневековья. Как причудливо бы изменилась религия, прими иудеи и греки это учение за основу. Если бы принято за основу это христианское учение, мы бы сейчас занимались реальными задачами по переустройству мира в соответствии с Божественной Мыслью. Но учение Симона Мага далеко опережало свое время, и не было востребовано народом. )
Другие греческие писатели этого времени известны в истории литературы как течение второй софистики. Они вернулись к старым античным образцам в области красноречия. Ораторы собирали аудиторию, чтобы продемонстрировать ей своё риторическое искусство. К этой школе принадлежат Дион Христос, а так же Элий Аристид. Третий известный нам представитель второй софистики - Лукаан (около 120-180 гг.) сочетал в своем лице ритора и одного из крупнейших греческих писателей-сатириков. Энгельс называл Лукаана - «Вольтером античности» Лукиан показал себя скептиком в религиозных вопросах. В своих «Диалогах богов» он иронизировал над традиционными верованиями, в других работах высмеивал модные восточные культы. Лукиан так же сатирически изображал представителей своей профессии – риторов, философов.
Третьи греческие писатели были стоиками. Стоики стремились в Рим, где они могли найти понимание у местной знати. Стоикам ведь был император Марк Аврелий.
главная