Лимарев В.Н.
Сто лет продолжалась эпоха византийского
просвещения (813-913 гг.)
Глава
6.
Македонский ренессанс.
При
основателе македонской династии Василии 1 окрепло
Византийское государство.
Василию
1 укрепил законодательную базу
государства, ликвидировав беспредел которые творила византийская элита. Он переиздал законы Юстиниана
и вывесил их в церквях. Его сын Лев 6 Мудрый (886-912) свои усилия направил на дальнейшее
совершенствование законодательства Византии, он улучил судопроизводство.
Смягчено было преследование за инакомыслие, покровительствовали
государи наукам и искусствам, что
привело и их дальнейшему развитию. Период царствования македонской династии
иногда называют македонским (византийским) ренессансом.
В этот период
византийцы обратили свое внимание на древнегреческое и римское искусство. Они
стали приспосабливать классические художественные приемы
античных художников, архитекторов и скульпторов к реалиям времени. В написании миниатюр
византийские художники буквально копировали древнегреческие произведения
искусства.
Была создана
македонская школа иконописи.
Это время начался
строительного бума, создавались дворцы и церкви, в которых византийские зодчие
возродили классические приемы древнего зодчества, применять стали колонны и
капители и т.д.
Развитие
получило ювелирное искусство. Византийские ювелиры достигли вершин мастерства, овладев
многими приемами Востока, в частности техникой эмали. Стали создавать произведения ювелирного искусства
для нужд церкви и для широко потребления
в христианском мире.
Дальнейшее
развитие религиозное песнопение и религиозное стихосложение. Основными жанрами были:
псалмы, гимны, духовные песни.
Со второй половины 9 века в византийском обществе возобновляется интерес к
античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением византийцев понять
духовные достижения древности и осознать себя наследниками греков и римлян.
В
церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и
регламентация репертуара.
Этот
процесс происходил при непосредственном участии императорской семьи. Сам император Лев 6 известен как церковный оратор
и религиозный поэт. Известно его литературное произведение: «Приидите,
людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»
Религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре
Империи.
Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.
Параллельно развитие наука и искусства происходило в Болгарии, где правил просвещенный
монарх, получивший образование в константинопольской
академии Симеон (893-927).
Переводы священных текстов на болгарском языке кириллицей стали распространятся на славянских землях. В Великом Переславле - столице Болгарии развернулось грандиозное строительство, церкви по монументальности и убранству соперничали с византийскими.
главная