Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Сто лет продолжалась эпоха византийского просвещения (813-913 гг.)

 

Глава 6.

 

Македонский ренессанс.

Богоматель. Золотая византийская монета императора Льва 6. Эрмитаж.  Фото Лимарева В.Н.

При основателе македонской династии Василии 1  окрепло Византийское государство.

Василию 1  укрепил законодательную базу государства, ликвидировав беспредел которые творила  византийская элита. Он переиздал законы Юстиниана и вывесил их в церквях. Его сын Лев 6 Мудрый  (886-912) свои усилия направил на дальнейшее совершенствование законодательства Византии, он улучил судопроизводство.

Смягчено было  преследование за инакомыслие, покровительствовали государи  наукам и искусствам, что привело и их дальнейшему развитию.  Период царствования македонской династии иногда называют македонским (византийским) ренессансом.

В этот период византийцы обратили свое внимание на древнегреческое и римское искусство. Они стали приспосабливать классические художественные  приемы  античных художников, архитекторов и скульпторов  к реалиям времени. В написании миниатюр византийские художники буквально копировали древнегреческие произведения искусства.

Была создана македонская школа иконописи.

Это время начался строительного бума, создавались дворцы и церкви, в которых византийские зодчие возродили классические приемы древнего зодчества, применять стали колонны и капители и т.д.

Развитие получило ювелирное искусство. Византийские ювелиры достигли вершин мастерства, овладев многими приемами Востока, в частности техникой эмали.  Стали создавать произведения ювелирного искусства для нужд церкви  и для широко потребления в  христианском мире.

Дальнейшее развитие религиозное песнопение и религиозное стихосложение. Основными жанрами были: псалмы, гимны, духовные песни.

Со второй половины 9 века в византийском обществе возобновляется интерес к античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением византийцев понять духовные достижения древности и осознать себя наследниками греков и римлян.

В церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара.

Этот процесс происходил при непосредственном участии императорской семьи. Сам  император Лев 6 известен как церковный оратор и религиозный поэт. Известно его литературное произведение: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»


Религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре Империи.
Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.

Параллельно  развитие наука и искусства  происходило в Болгарии, где правил просвещенный монарх, получивший образование в  константинопольской академии Симеон (893-927).

 Переводы священных текстов на болгарском языке кириллицей стали распространятся на славянских землях. В Великом Переславле - столице Болгарии развернулось грандиозное строительство, церкви по монументальности и убранству соперничали с византийскими.

  • главная