Лимарев В.Н.
Сто лет
продолжалась эпоха византийского просвещения (813-913 гг.)
Глава
3.
Иконопочитательница Феодора, евнух Феоктист
против Льва Грамматика.
Сразу после смерти Феофила императором
стал его двухлетнего сын Михаил,
опекуном которого был назначен
образованный родственник Варда, а так же опекунами были мать Феодора, евнух Феоктиста.
В императорском дворце победили силы
группирующиеся вокруг евнуха и императрица,
это были иконопочитатели мечтавшие к возврате
былой торговли духовными ценностями. К Льву Грамматику
было предъявлено требование стать иконопочитателем,
патриарх отказался, тогда к нему были подосланы убийцы, которые нанеси
патриарху несколько ножевых ранений. Но патриарх не умер. Тогда императрица
обвинила патриарха в том, что он покусился на самоубийство, совершая тем самых
греховные действия. Под этим предлогом патриарха Льва Грамматика устранили от
патриаршества.
В 843 году императрица и евнух собрали церковный собор, на котором восстановили иконопочитание. Лев Грамматик удалился в свое имение, где умер не позднее
867 года, не отказавшись от своих иконоборческих убеждений. Малолетний император Михаил, воспитанием
которого было пущено на самотек, пристрастился к алкоголю и начал проводить
время в веселых компаниях. До 856 года правление государством было
сосредоточено в основном в руках евнуха Феоктиста,
который пользовался поддержкой вдовствующей императрицы. В 856 году произошел
государственный переворот: евнух Феоктиста был убит,
вдовствующая императрица была отправлена в монастырь, единоличным правителем
стал Варда, которому Михаил 3 Пьяница
в 862 году присвоил титул кесаря.
Восстановление иконопочитания усилило влияние павликиан
на востоке Византии. Там в сороковые годы 9 века сформировалось государство павликиан со столицей в городе Тенфрика
на берегу Евфрата в Западной Армении. Павликиане принимали
крестьян бежавших от гнета властей, городскую бедноту и людей пострадавших от иконопочитатей.
Примечание:
Движение
павликиан (предположительно от имени апостола Павла)
зародилось в Армении в последней трети первого тысячелетия. Движение стремительно
разрасталось, многочисленные проповедники павликиан
отвергали феодальное землевладение, социальное неравенство, григорианскую
церковь с её замысловатыми обрядами и алчностью, выступали против земных
правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства,
отвергали церковную иерархию, требовали упрощения церковных обрядов. Павликиане не признавали таинства крещения и причастия,
почитания Девы Марии и святых, поклонения кресту и иконам, требовали
восстановления равенства раннехристианских общин,
которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное
равенство. Народ толпами стекался в общины павликиан.
(Библейский словарь, 1994)
главная