Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Сто лет продолжалась эпоха византийского просвещения (813-913 гг.)



Глава 3.



Иконопочитательница Феодора, евнух Феоктист против Льва Грамматика.

Богоматель. Византийская мозаика. Эрмитаж.  Фото Лимарева В.Н.

Сразу после смерти Феофила императором стал его двухлетнего  сын Михаил, опекуном которого был назначен  образованный родственник  Варда, а так же опекунами были мать  Феодора, евнух Феоктиста. 

В императорском дворце победили силы группирующиеся вокруг евнуха и императрица,  это были иконопочитатели мечтавшие к возврате былой торговли духовными ценностями. К Льву Грамматику было предъявлено требование стать иконопочитателем, патриарх отказался, тогда к нему были подосланы убийцы, которые нанеси патриарху несколько ножевых ранений. Но патриарх не умер. Тогда императрица обвинила патриарха в том, что он покусился на самоубийство, совершая тем самых греховные действия. Под этим предлогом патриарха Льва Грамматика устранили от патриаршества.

 В 843 году императрица и евнух собрали  церковный собор, на котором восстановили иконопочитание. Лев Грамматик  удалился в свое имение, где умер не позднее 867 года, не отказавшись от своих иконоборческих убеждений.   Малолетний император Михаил, воспитанием которого было пущено на самотек, пристрастился к алкоголю и начал проводить время в веселых компаниях. До 856 года правление государством было сосредоточено в основном в руках евнуха Феоктиста, который пользовался поддержкой вдовствующей императрицы. В 856 году произошел государственный переворот: евнух Феоктиста был убит, вдовствующая императрица была отправлена в монастырь, единоличным правителем стал Варда, которому Михаил 3 Пьяница в 862 году присвоил титул кесаря.

Восстановление иконопочитания  усилило влияние павликиан на востоке Византии. Там в сороковые годы 9 века сформировалось государство павликиан со столицей в городе Тенфрика на берегу Евфрата в Западной Армении. Павликиане принимали крестьян бежавших от гнета властей, городскую бедноту и  людей пострадавших от иконопочитатей.

Примечание:

Движение павликиан (предположительно от имени апостола Павла) зародилось в Армении в последней трети первого тысячелетия. Движение стремительно разрасталось, многочисленные проповедники павликиан отвергали феодальное землевладение, социальное неравенство, григорианскую церковь с её замысловатыми обрядами и алчностью, выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церковную иерархию, требовали упрощения церковных обрядов. Павликиане не признавали таинства крещения и причастия, почитания Девы Марии и святых, поклонения кресту и иконам, требовали восстановления равенства раннехристианских общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство. Народ толпами стекался в общины павликиан.
(Библейский словарь, 1994)

  • главная