ВИЗАНТИЯ (Схема формирования православных этносов.)

Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

ВИЗАНТИЯ

(Схема формирования православных этносов.)

 

ВИЗАНТОЛОГИЯ – богословская дисциплина, освещающая историю церкви в Византии в 4-8 вв., а так же историю константинопольской церкви с 9 по 15 вв. на основе анализа с религиозных позиций социально-экономической, политической и культурной жизни Византии. Преподаётся в духовных академиях Московской патриархии.

 ( Словарь атеиста. Православие. Под ред. Н.С.Гордиенко.)

 

Благодаря процессам, происходящим в Византии, христианская религия приобрела тот вид, который восприняли восточные славяне.

История Византии и трансформация мировосприятия  её жителей весьма интересна и поучительна. Важнейшие  события,  произошедшие в Византийской империи в соответствии с имеющейся блок схемой.

 

Схема формирования православных этносов.

 

Годом образования Византийской империи принято считать  395 год, когда Римская империя окончательно разделилась на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Но я считаю фактическим началом Византии, как государства, перенос столицы Римской империи во вновь построенный город императором Константином Константинополь в 330 году. С переносом столицы произошли серьёзные изменения в Римской империи (или точней, перенос столицы был следствием этих изменений), так как с потерей Римом статуса столицы империи, окончательно уходило в прошлое господство римской аристократии и государством стали  управлять иные племена и народы. Большое влияние на управление государством стала оказывать, и не только через церковь, греческая и иудейская аристократия.

Но главное, конечно, на изменение римского государства  влияние оказала церковь. Фактическими повелителями империи, - называет К. Каутский в своей книге «Происхождение христианства» епископов. Правда, императоры часто председательствовали на соборах  епископов, но зато, они представляли в распоряжение  епископов государственную власть для проведения в жизнь решений соборов и их экскоммуникаций, отлучений.

В пределы Восточной римской империи вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, а также Кипр, Родос, Крит и другие острова Восточного Средиземноморья. На этих территориях жили: греки, даки, фракийцы и иллирийцы, армяне, грузины, эллинизированные малоазийские племена, сирийцы, евреи, копты, романизированные этнические народности разного происхождения. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение, и греческий  язык был наиболее распространенным.

  В соответствии со схемой.

Выноска №1

Император Юстиниан 1 (527-565), блестяще образованный, необычайно трудолюбивый, решительный, жестокий  и фанатично упрямый, преступил к выполнению грандиозного плана – утверждению незыблемости рабовладения и восстановлению империи в прежних  границах.

Целью укрепления рабовладения служил « Свод гражданского права, созданный Юстинианом и восстанавливающий лучшие (с точки зрения Юстиниана) традиции римского права.

Не останавливаясь не перед какими жертвами, Юстиниан начал отвоевывание Западной  Римской империи. В 533-554 гг. были отвоёваны Италия, Испания, ряд других государств в Европе и Северной Африке. Почти всё Средиземноморье оказалось под властью империи. С энергией и упорством Юстиниан реставрировал рабовладельческие порядки на отвоёванных землях: рабы и колонны возвращались их господам.

В Константинополе  развернулось помпезное строительство. Был, воздвигнут хр. св. Софии – чудо архитектурного искусства. Император возвеличил себя, подобно Римским императорам: считал себя подобным Богам, поэтому выходы императора были обставлены весьма торжественно, и  воспринимались современниками, как явление божества народу.

Однако фанатические проекты стояли больших денег и производились за счет денег налогоплательщиков. Империя расширялась в своих границах, государство транжирило деньги на создание дорогостоящих проектов, а народ нищал, что естественно привело к многочисленным восстаниям  народа. В январе 529г вспыхнуло мощное восстание его жителей, и только чудо спасло императора, затем вспыхнуло ряд восстаний в Палестине и других областях империи. В Азии активизировались Персы, в Европе варвары и империя начала разваливаться. Откалывались от империи не только завоёванные территории, но и принадлежащие ей земли до завоевания.

Неудача Юстиниана закономерна, возврату к прошлому был невозможен, только детальное изучение данного периода истории человечества может дать ответ: зачем нужен был этот всплеск активности господствующей элиты в Византии.  Возможно, это была предсмертная агония умещающей эпохи. Но, я склонен считать, что действия Высшего Разума, в данном случаи, вписывались в общую намеченную им стратегию, и вероятнее всего этот всплеск активности была проверка последствий одного из вариантов развития общества. Эксперимент, результат которого способствовал выработки программы следующих действий. Своей непродуманной политикой император активизировал население, подорвал авторитет центральной власти, подтолкнул государство к краю промости. В управлении государством стояла старая аристократия консервативная по своей сути, и ликвидация этой аристократии было актуально. Необходим был приход к власти новых людей не испорченных  старыми представлениями о мироустройстве. Именно представителям полудиких племен предстояло в дальнейшем решать задачи по переустройству мира. Для произведения ротации внутренних сил было недостаточно и на сцену выходит новая внешняя сила – арабы, но об этом подробно и позже.

  В соответствии со схемой.

Выноска №2

Персы, авары, а так же другие варварские племена смогли отвоевать у Византии огромную территорию, и даже 626 году осаждали Константинополь, но не им принадлежала честь поставить Византию на колени, заставить мобилизовать все ресурсы для отпора врагу, ни они способствовали приходу к власти наиболее жизнестойких сил общества. Эта честь принадлежала арабам.

  В соответствии со схемой.

Выноска №3

О славянской колонизации территории  принадлежащей Византии разговор будет особый. Во всяком случаи колонизация была преимущественно мирной.

  В соответствии со схемой.

Выноска №4

После арабского нашествия  мощность рабовладельческого государства была сокрушена. Уцелели сравнительно крупные города. Войска, защищавшие Константинополь, преимущественно состоящие из крестьян, сажали на трон своих императоров. Те в свою очередь, будучи ставниками простого народа, старались уничтожить все привилегии высшей знати, да и зачастую и саму знать. О возникновении ислама и арабском  нашествии разговор будет особый, читайте "Краткая история Византии"

  В соответствии со схемой.

Выноска №5

Пассионарные правители, выходцы из нижних слоёв общества, предприняли попытку изменить существующие порядки. Лев 3 Исавр (717-741 гг.), победитель арабов, начал свои  преобразования общества с реформы церкви. В первую очередь он приступил к конфискации церковных богатств. В 726 году он объявил, что почитание икон, креста, мощей и т.д. по сути, является идолопоклонничеством, чем дал старт более чем вековой борьбе между иконопочитателями и иконоборцами. В эту борьбу были вовлечены все слои населения. Уничтожению святых реликвий активно сопротивлялись иконопоклонники, и, естественно, они уничтожались вместе со святыми реликвиями. Это был важный этап в истории Византийской империи, Высшему Разуму необходимо было направить духовную созидательную энергию населения  в определенное русло. Греки во все века ценившие произведения искусства, вполне естественно свою творческую энергию, своё мировосприятие пытались выразить через произведения искусства, став христианами, естественно, через предметы культа. Греки привыкли общаться со своими древними богами непосредственно, при этом созерцая их. Эстетическое восприятие мира  - высшее достижение греческой цивилизации. Но, здесь есть важный момент, который как раз и не устраивал Высший разум – творческая энергия активного населения, уходила не на  осмысливание окружающей действительности, ни на усовершенствование общества и производства, а  на творческий процесс по созданию произведений искусства, и  на созерцание произведений искусства. Греки привыкли, самовыражаться через произведения искусства: через живопись и скульптуру, через создание высокохудожественных произведений, и смогли отстоять для себя это право.

Была и другая сторона у церковных реформ – это попытка вернуть верующих, по мере возможности, к духовным источникам христианства, к тому времени, когда апостолы проповедовали аскетизм  и пренебрежение к богатству, и говорили о равенстве всех перед богом.

  В соответствии со схемой.

Выноска №6

В 9 веке в Византии часто вспыхивали  восстания народных масс. Причиной восстания была с одной стороны непомерная алчность чиновников, включая церковных служителей, с другой потеря нравственных устоев церковью.

Церковь перестала выполнять свои функции и превратилась из защитников обездоленных в их угнетателей, руководители церкви оторвались от паствы, и больше заботились о своем земном благополучии, чем о благополучии своей паствы. В 820 году в Малой Азии  началось восстание, руководимое военноначальником славянского происхождения Фомой Славянином. В рядах восставших были люди различных национальностей, много было славян. Властям, при помощи болгар, с трудом удалось подавить восстание, Фома Славянин был схвачен и замучен. Сам по себе факт восстания, для Византии, событие не столь значимое. Одержи победу Фома, и к власти бы просто пришел другой император, сменилась бы частично аристократия, были бы, конечно у нового правителя произведены  попытки реформ, прошло некоторое время, и все бы вернулось на круге своем. Но восстание ослабило центральное правительство, и этим воспользовалась религиозная секта павликан. Возникла секта следующим образом. После арабского нашествия  Новый завет стал для христиан редкостью, особенно в деревнях, старику Константину, проживавшему в одном из малых городов, чудом достался Новый завет с посланием апостола Павла: « Кто не работает, тот не ест» – писал апостол Павел. Старик оставил свою тихую обитель, взял посох и до конца своих дней бродил по деревням показывая крестьянам новый завет и повторяя: «Кто не работает, тот не ест». Число последователей старца быстро увеличивалось, сформировались догмы нового учения: « Бог творец всего мира духовного – мира добра. Весь материальный мир – считался миром зла – творением сатаны. Церковь - опора государства – рассматривалась, так же как служительница сатаны. С особой жестокость правительство обрушилось на павликан, после восстановления иконопочитания. Отказавшихся отречься от своих взглядов топили в море, сжигали, распинали на деревьях. Было  уничтожено до 100 тыс. человек. Но, павликане  долго сопротивлялись и даже смогли создать своё государство со столицей в г. Тефлика. Временами в руках паликан была почти вся Малая Азия.  Лишь в 872 г их войско было окончательно разбито, и Тефлика  была разрушена.

Государству Тефлика  не суждено было долго жить. Его роль была вернуть церкви духовные ценности, заведенные Иисусом Христом, и павликане со своей задачей справились. Борьба вокруг церкви и внутри её между людьми  истинно верующими и живущими в соответствии с принципами, провозглашенными  Иисус из Назарета, но подчас беззащитными перед грубой  силой и материалистами, и людьми, которые эксплуатировали религиозные чувства людей ради собственного обогащения – суть,  история церкви на протяжении всего её существования. Обе крайности, пагубны для развития человечества.

Коммунизм и всеобщая уравниловка чревата  деградацией личности, и превращением людей  в серую массу. Тщеславие и жажда власти корыстолюбивых людей, хотя и ведут к активизации жизни, и стимулирует производственную активность и поиск путей обогащения, но люди эти бездуховны, и подчас сталкивается с потерей жизненной ориентпции. Узость взглядов приводит  к отрицанию любых других ценностей, кроме материальных, ограничивает мышление, и так же приводит к деградации. Оптимальное сочетание того и другого в обществе. Именно борьба высокодуховных личностей с людьми ограниченными животным инстинктом дает положительные результаты для прогресса общества. Результаты борьбы с павликанами подтолкнули императора Василия 1 (Македонская династия) к восстановлению управления основанного на справедливости. Двести лет династия Македонская защищала от произвола ростовщиков и помещиков крестьян. Новые «василевсы» боролись со знатью и опирались на чиновников и солдат. Это привело к наполнению Константинополя ремесленным людом, началось возрождение городской жизни, а так же науки и искусства.

  В соответствии со схемой.

Выноска №7

Болгары, так же, как и другие народы внесли свою лепту в мировой процесс, в процесс развития человечества, поэтому предполагается посвятить возникновению и эволюции этой нации отдельную главу, читайте "Краткая история Византии".

  В соответствии со схемой.

Выноска №8

История Русско-Византийских отношения будет рассмотрена отдельной главой, читайте "Краткая история Византии"

  В соответствии со схемой.

Выноска №9

Подробнее о восстание богомольцев и правликиан в Болгарии  будет рассмотрено при рассмотрении истории развития болгар, читайте "Краткая история Византии"

  В соответствии со схемой.

Выноска №10

  В битве при Марцекенте в 1071 году огромная Византийская армия наголо была разбита турками-сельжуками. Победители даже смогли взять в плен самого императора. Этот момент можно считать началом конца Византийской империи. Практически одновременно с турками  империю стали грабить южно-итальянские норманны. Все эти события привели к смене власти в империи и основанию новой династии Комнинов. Алексей 1 (1081-1118) яркий представитель этой династии, сумел противостоять внешним врагам: успешно была проведена операция против тюрок, печенегов, норманнов, не без помощи крестоносцев. Это были временные успехи империи, и уже в 1176 г Византия вновь потерпела поражение от турок.

  В соответствии со схемой.

Выноска №10

 

Новая Римская империя прекратила своё существование после разграбления её крестоносцами,норманами, об этом подробно, читайте "Краткая история Византии". 

 

Особый взгляд на историю Византии.

( Отрывок из книги С.А.Нефёдов «История средних веков», раздел «История Нового Рима»)

«Начиная с 674 года, арабы четырнадцать лет беспрерывно атаковали Константинополь с суши и моря; защитники города уже потеряли надежду, - но Господь даровал спасение. Мастер Киллиник из Сирии сумел заново открыть «греческий огонь» – страшную самовоспламеняющуюся жидкость... Были построены огненные корабли, дромоны,  выплескивающие из медных труб струи огня, и в 678 году арабы в ужасе бежали от стен Константинополя...

Последняя крепость цивилизации устояла перед напором варваров.

Старый Рим давно лежал в развалинах; в руины обратились столицы некогда могущих империй Ирана, Индии, Китая; повсюду виднелись сожженные деревни и опустелые поля, но Константинополь выстоял. После тяжелых осад в городе осталась лишь малая часть прежнего населения, многие кварталы опустели, на улицах рос бурьян... В деревне тогда не было ни помещиков, ни ростовщиков, бедствие уровняло всех, богатых и бедных; повсюду лежали заброшенные поля, и каждый мог  пахать и сеять сколько может...

В огне войны уцелели только сильные, кто умел сражаться; греки и варвары, перемешиваясь, образовали новый народ, который говорил по-гречески, но сохранял свободолюбие и мужество варваров...

Полуварварские ополчения областей не хотели подчиняться Константинополю; бывало, что они поднимали мятеж, врывались в город и сажали своих вождей на императорский трон. Эти крестьянские вожди были грубыми войнами, почти варварами нуждались в деньгах, они грабили монастыри и снимали золотые оклады с икон... Монахов избивали, сжигали книги, монастыри превращали в казармы и конюшни. Был сожжен Константинопольский университет с бесценными книгами...

Вся жизнь  императоров в 8 веке проходила в войнах с арабами и болгарами – тюркскими племенами, подчинившими придунайских славян. Знаменитый защитник Константинополя Лев 3 Исавр (717-741)  в 740 году одержал большую победу при Акроине и прервал долгую череду арабских набегов; теперь крестьяне смогли восстанавливать деревни и спокойно пахать свои поля. Понемногу ожила торговля, и снова строились провинциальные города – жизнь возвращалась на пепелища и руины.

Константинополь был последней крепостью цивилизации. Где в библиотеках монастыря хранились поэмы Гомера, труды Аристотеля и старинные трактаты об управлении государством, публичные школы давно исчезли, и лишь монахи  и потомственные чиновники из поколения в поколение передавали древние знания».


  • главная