Лимарев В.Н.
Сто лет продолжалась эпоха византийского
просвещения (813-913 гг.)
Предисловие:
Иконоборство
в 8 веке.
В 7-8 веке Византия боролись за выживание, под ударами
арабов, принявших ислам.
Она теряла свои
территории. Христиане в Африке и Азии добровольно переходили в ислам, так как
новая религия, основанная на гуманистических началах, предполагала гуманное
отношение к людям, жестко не преследовала инакомыслие и порицала жизнь в
роскоши на фоне поголовной нищеты населения. Предполагала взаимную помощь и
выручку людей объеденных в общины.
В Византии главной формой духовного порабощения становилось иконопочитание. Священники оценили иконы как инструмент для
обогащения. Иконы-фетиши, объявленные святыми реликвиями, наделялись мистическими свойствами,
способностью чудотворства и неграмотные верующие, веря в это, несли в церковь с большим трудом
заработанные деньги.
Понимая это, император Византии Лев 3 Исавр (717—741) и
далее его сын Константин 5 Копронима
(741—775) предприняли попытку запретить иконопочитание. Отказаться от дикой,
примитивную форму почитания Бога. Им
удалось на Вселенском соборе 754 году
осудить иконопочитание и запретить духовное
порабощение людей посредством фетишей.
Реакция торговцев духовными ценностями (иконопочитателей)
была предсказуема. Они организовали государственный переворот и физически
устранили императора и прогрессивную элиту во власти. Путем махинаций и силового давления навязали
отмену постановления иконоборческого
собора 754 года. На волне борьбы с
иконоборчеством была воздвигнута на
престол жестокая и властолюбивая
императрица Ирина, на совести которой жизнь мужа и сына. Но, захватив власть, иконопочитатели не
смогли наладить
ни экономическую жизнь Империи, ни они справится с брожением в обществе,
вызванных недовольством правлением
торговцев совестью.
Я не считаю, что
борьба иконопочитателей в Византии за свои
права была исключительно борьбой торговцев совести за право использовать иконы
для духовного порабощения населения, как источник дохода для священников и
монастырей.
За иконопочитание так
же боролись люди с Западным: греческим и римским мировосприятием, которые боролись
за возрождение живописи и скульптуры, как произведения искусства и их
духовная жизнь была немыслима без восприятия божественного посредством их
преломления в произведениях искусства.
Иконоборцами были в основном люди с восточным,
преимущественно иудейским, складом мышления, которые считали, что главное
при духовном восприятии Бога это слово, философское осмысление
божественной сущности.
главная