Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

 

Против царя, за русскую веру! Старообрядцы.

 

Преображение Иисуса Христа. Русская православная икона. Музей религии. фото Лимарева В.Н.

1645 г н.э.

Царь Михаил Романов и патриарх Филарет.

Укрепление русской государственности, после коронации Михаила Романова в 1613 году произошла в результате сплочение русского народа вокруг православных ценностей, т.е. православной веры.

Михаил Фёдорович, его отец Фео́дор Ники́тич Рома́нов (патриарх Филарет) были религиозными людьми, религиозным человеком был и сын Михаила Федоровича - Алексей, для них естественным было жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье.

С. М. Соловьев пишет, что "царь участвовал в религиозном торжестве, которому подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье, за ними сам государь, за государем бояре, окольничие, думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие."

Большую помощь в укреплении русской государственности оказал молодому царю Михаилу Романову его отец Федор Романов, которых будучи светским человеком, был насильно в 1600 году по указанию Бориса Годунова подстрижен в монахи, в смутное время Федор Романов сделал себе религиозную карьеру. В перерод своего правления патриарх Филарет объединил в своих руках пост главы церкви и правителя государства, что привело к усилению влияния церкви в государстве.

В 1619 году, после возвращения из польского плена, Федор Романов стал патриархом Филаретом и фактически до самой смерти в 1633 году занимался вместо своего сына государственными делами, фактически он был соправителем Михаила Романова. После смерти отца Михаил Романов сам управлял государством.

Современники недаром называли Михаила милостивым царем. Хотя казна была пуста, он старался, в первые годы своего правления, не обременять людей чрезмерными поборами. Царь давал льготы в уплате податей разоренным городам и едва встающему на ноги купечеству. Особой заботой царя было развитие внешней торговли. При любых сношениях с другими государствами на первом месте стояли вопросы торговли.

1645-1676 г н.э.

 Русский царь Алексей Михайлович Романов.

Царствование на Руси Алексея Михайловича Тишайшего.

Изначально за царя Алексея Михайловича правил его воспитатель боярин Борис Морозов, который ради пополнения казны ввел налог на соль, соль подорожала и стала недоступна населению, что привело к «соляному бунту». Морозов был отстранен от власти и сослан.

Далее Алексей Михайлович сам управлял государством.

По отношениям к окружавшим, государь был добродушным отзывчивым человеком. Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Царь жил в духовной религиозной атмосфере.

Алесей Михайлович был образованным человеком, много времени уделял государственным делам, много читал и писал. Царь писал: «…делу время и потехе час».

По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение.

 

Большое влияние на религиозного царя имел патриарх Никон (1652-1666), который именовался «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя Росии и всея северныя страны и помориа и многих государств патриарх». Царь доверял патриарху Никону и по его поручению патриарх Никон провел церковную реформу.

Церковная реформа патриарха Никона имела цель привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Совместная деятельность царя и патриарха продолжалась до 1658 года, потом  патриарх попал в опалу и смещен с патриаршеского престола, формально оставаясь патриархом до 1666 года.

Реформы Никона привели к расколу русской православной церкви на сторонников Никона и его противников старообрядцев.

 Царь Алексей Михайлович Романов казнит воссташих соловецких монахов. (гравюра 17 века)

Цель реформы была  сблизить русское и украинское православие в единую православную церковь.

Алексей Михайлович выступил на защиту православия на Украине, в которой победу одержала Россия. Но мирному договору к России отошла  левобережная часть Украины, Смоленск, Северные земли…

1667-1676 г н.э.

Соловецкое восстание.

В мае1667 года под председательством недавно избранного патриарха Иосифа 2 состоялось заседание Большого Московского Собора, провозгласившего анафему старообрядцам, собор так же принял решение, что старообрядчество должно подвергаться уголовному преследовании. Повсеместно на Руси начались гонения на старообрядцев.

Старообрядческих традиций поддерживался и Соловецкий монастырь.

Во всех письмах к верховной власти соловецкая братия извещала, что будет стоять за старую веру до конца жизни.

Братия требовала, чтобы царь Алексей  Михайлович восстановил веру, «в которой угодили Богу многие святые, в которой благочестиво кончили свои дела его предки от святого Владимира до царя Михаила Федоровича. Иначе ни царю, ни России не избежать гнева Божьего!:

Царь был вынужден отправит на остров для усмирения бунтовщиков стрелецкий отряд летом 1668 года, но стрельцов не пустили в монастырь. По стрельцам монахи открыли огонь, и стрельцы бежали от стен монастыря.

Блокада монастыря не принесла ощутимых результатов, так как монахи приготовились к осаде и имели поддержку среди местного населения.

В марте 1669 году монахами были изъяты их хранилищ все новые богословские книги и утоплены в море.

Казнь соловецких монахов в 17 веке.

Царь посылал против монастыря все новые и новые карательные отряды.

В 1674 году царь посылает на острова третьего воеводу, Ивана Мещаринова, со строгим приказом "мятеж искоренить вскоре". Осада мятежного монастыря продолжалась до января 1676 года. Периоды спокойного противостояния чередовались со вспышками военной активности, когда нападавшие усиливали обстрел, а защитники устраивали смелые вылазки, создавали дополнительные укрепления.

Монастырь был взят штурмом в ночь с 21на 22 января.  Над оставшимися в живых участниками восстания была произведена жестокая расправа. Большинство изрубили стрельцы. Руководителей восстания подвесили на виселице за железные крюки: за ребро, шею, руку. Часть монахов утопили в проруби. Монастырская казна и имущество было разграблено стрельцами.

После расправы над Соловецкими монахами царь занемог и 29 января 1676 года умер. и православные на Руси посчитали, что это расплата  за разорение православного монастыря.

1676-1682 г н.э.

Царь Фёдор Алексеевич Романов.

Все пять сыновей царя Алексея Михайловича, рожденные ему первой женой, были люди слабые и болезненные. Трое умерло еще при жизни отца, а младший, Иван, к слабости физической присоединял умственную недоразвитость. Слабый здоровьем Федор стал царем в 15 лет. Старообрядцы объясняли это божественной карой за злодеяния.

  • главная