Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Источник.

 К. Каутский: «Происхождение христианства».

Епископ во главе христианской общины.

Изгнание их храма. Церковь на острове Готланд. Швеция. Фото Лимарева В.Н.

 

В соответствии с римским правом: «Эпископы – это люди, надзирающие за торговлей хлебом и другими покупными припасами, которые служат городскому населению для ежедневного пропитания».

Как же настоятель христианского «народного дома» получил такое название?

В 1- 2 веке христианство  получила распространение благодаря апостолам  и пророкам.

К концу 2 века было уже много  устоявшихся христианских общин. Христианские общины были многочисленны, и на роль людей управляющих жизнью общины  пророки и проповедники веры не годились.  Проповедники были люди не очень грамотные и проповедовали без всякой подготовки и авторитет их в общинах быстро падал…

Они ещё считались религиозными лидерами  и совершали церемонии связанные с приемом в общину   новых членов.

Но на повестку дня в общине выходили задачи связанные со снабжением общины необходимым, религиозной дисциплиной, жилищные вопросы, т.е. бытовые проблемы с которыми сталкивалась община.

Большое значение имело для общины решение судебных споров между общинниками.

К государственному судопроизводству  общинники относились с большим недоверием. Они с  жалобами  на  товарищей  обращались к лидерам общины и те выносили свой вердикт или производили следственное дознание, а затем выносили вопрос на трибунал общины.

Для решения хозяйственных и судебных вопросов община выбирала человека  высшей степени честного, которые при необходимости мог проявить строгость. Этот человек должен был так же следить за имуществом общины, стремится к увеличению доходов общины, в основном за счет пожертвований. Следить за доходами и расходами общины и отвечать за доверенную ему казну общины.

В общинах Малой Азии   администраторов общины называли изначально эпимелетами (блюститель, смотритель). Затем стали называть епископами.

Юстин Мученик (род. около180 г) писал:

«Имущие и доброхоты дают по своему желанию взносы, которые собираются и хранятся главой общины. Из этих средств он оказывает помощь сиротам и вдовам, затем находящимся в нужде вследствие болезни или другой причины, заключенным и приезжающим членам других общин и вообще  заботиться обо всех нуждающихся».

В первое время существования общины должность епископа, а так же его помощников была почетной должностью.

Епископы, как и прочие общинники, добывали себе на жизнь,  занимаясь повседневной работой: врачебной практикой, как ювелиры, ремесленники или занимались сельским  хозяйством…

Но как только община приобрела большие размеры, становилось невозможным выполнять все её многочисленные хозяйственные функции  как почетное занятие. Епископов сделали служащим общины и стали платить вознаграждение. Должность епископа сделали постоянной  и, фактически, епископ стал несменяемым.

Чем больше оставался в своей должности епископ, тем больше  возрастали его значение и власть. Однако епископ не оставался единственным постоянным служащим в общине. Помогали епископу в работе диаконы, которые были подчинены епископам.

Если община увеличивалась, то и число оплачиваемых помощников епископов возрастало. Образовалась коллегия при общине, совет старейшин или пресвитеров, на которых лежала задача поддерживать дисциплину в общине и улаживать всякие ссоры. Они же поднимали вопрос об исключении недостойных членов  из общины и приеме новых в неё, а так же стали совершать церемонию приема, крещение.

….

Так мало-помалу  образовалась общинная бюрократия с епископом во главе, становившаяся все более самостоятельной и могущественной. Епископы приобрели такую впасть, что их  мнение становилось решающим в вопросах о той или иной личности. Под власть епископа попали и лица, которые занимались пропагандой  религии, религиозными обрядами,  и религиозной догматикой. Епископы стали стремиться приспособить общину  к потребностям богатых и образованным, сделать общину привлекательной для власть имущих.

Епископы стали устранять влияние в общине апостолов и пророков, нивелировать негативные отношение бескорыстных элементов общины выступающих против богатства и страстно боровшихся против него, тем более были и такие, которые отдали все свое имущество общине.

Епископы мало-помалу стали главными лицами не только в экономической жизни общины, но и  пропагандисткой деятельности общины.

«Идеология склонила голову перед экономикой».   

  • главная